Русская комедия языком прозы: роман Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских»
Анастасия Михайловна Ершова
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2014-04-11
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
В
романе Д. Н. Бегичева «Семейство Холмских» представлена галерея ярких персонажей
блока комедий конца XVIII — начала XIX в. При анализе 50 комедий данного периода удается
проследить, как вокруг сходных сюжетов формируются созвездия персонажей с
типичным амплуа и повторяющимися именами. Бегичев, используя возможности
художественного пространства романа, показывает, как формируются и развиваются характеры
комедийных героев. Роман, таким образом, насыщается подробными деталями описания
дворянского быта, что впоследствии получает развитие в русской романной традиции.
Тезисы
К концу 1820-х
гг. русская комедия – в первую очередь, «светская», генетически восходящая к
классицистической комедии второй половины XVIII - начала XIX в. – фактически завершала определенную фазу своей
эволюции, уже дав лучшие образцы: произведения А. А. Шаховского, Н. И.
Хмельницкого, А. И. Писарева и, разумеется, «Горе от ума». Поскольку большая
часть этих комедий ставилась на сцене и шла с успехом, набор амплуа,
характерных героев, сюжетных линий (предлагающих, согласно задаче комедиографии
той эпохи, колоритные зарисовки современных нравов) стал привычным для зрителя
и легко узнавался, пробуждая соответствующие ассоциации и ожидания.
Роман «Семейство
Холмских» вышел в свет в 1832 г., традиционно его относят к разряду
нравоописательных сочинений. Однако даже при беглом знакомстве с «Семейством
Холмских» в нем легко обнаружить героев и ситуации, характерные для русской
комедии «предгрибоедовского» и «грибоедовского» типа. В работе, по
которой предполагается сделать доклад, такие схождения выявлены на основе системного
анализа 50 русских комедий последней четверти XVIII
– начала XIX вв. Мы демонстрируем, что Бегичев использует
не только сложившиеся в русской комедиографии «созвездия» (констелляции) персонажей,
носящих определенные (как правило, семантизированные) фамилии и имена, но и комедийные
сюжеты с их участием. При этом художественные возможности романа позволяют
Бегичеву развить линии этих сюжетов, «вытянуть за поля» текст,
предназначенный для сцены, т. е. по определению скупой на предысторию и
«пост-историю» героев.
Собранный
материал позволяет высказать предположение о том, что усвоение «Семейством
Холмских», одним из первых русских «семейных» романов, комедиографического
пласта (с его замкнутым, типажным, хорошо подходящим для художественного
переосмысления и ремоделирования миром) явилось необходимым условием для
дальнейшего развития этого типа романа в русской литературе – в таких его
образцах, как «Анна Каренина», «Господа Головлевы» и др.