Поэтический диалог как способ взаимообогащения авторской лирики (на материале лирики О. Сулейменова и А. Вознесенского)
Николай Юрьевич Вербовский
Докладчик
студент 4 курса
Челябинский государственный университет (Костанайский филиал)
Челябинский государственный университет (Костанайский филиал)
188
2014-04-10
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
В
докладе рассматривается поэтическое творчество
поэтов-шестидесятников А. Вознесенского и О. Сулейменова на предмет выявления
в их творчестве «поэтического диалога», выражающегося в форме адресной лирики.
Автор доклада приходит к выводу, что наличие данного явления в творчестве обоих
поэтов является важнейшим фактором взаимообогащения их авторской лирики.
Тезисы
Со второй
половины XX века в ряде гуманитарных наук изучение диалога стало особенно
актуальным. В исследованиях академических лабораторий появилось много объектов,
имеющих в своем составе диалогическую структуру или ориентированных на диалог.
Проблема диалога становится центральной для многих наук - культурологии, философии и, конечно же, филологии.
В данной работе
особое внимание уделяется рассмотрению категории «поэтического диалога». Но
данная категория рассматривается не с позиций внутритекстового анализа
художественного текста, а как невербальный диалог двух авторов, пишущих в
эпистолярном жанре. В литературе
часто наблюдается диалог в творчестве двух авторов, что чаще всего обусловлено
несколькими факторам: самые частотные - это их личная дружба и схожесть
поэтических взглядов в выборе тем и форм для творчества. Этот диалог
наблюдается не только у авторов одной страны, основанный чаще всего на
национальной специфике той или иной литературы, но и у авторов разных стран. При
этом условии наблюдается своеобразный «поэтический
диалог» на межнациональном уровне – примером подобного явления в литературе является поэзия поэтов-шестидесятников А. Вознесенского и О. Сулейменова.
В процессе нашей работы
были выявлены основные закономерности возникновения и функционирования «поэтического
диалога» в творчестве данных авторов, который не только реализуется в адресной
лирике (А. Вознесенский «Песня Акына» - О. Сулейменов «Мы кочевники»), но и,
безусловно, способствует взаимообогащению поэтик А. Вознесенского и
О. Сулейменова (одинаковые мотивы,
образы и т. д.). Ярким подтверждением этому может служить образ Махамбета, или
мотив «кочевничества», занимающий значимое место в творчестве обоих поэтов.