Томмазо Маринетти в поэме «Война и мир» В. В. Маяковского
Екатерина Владимировна Тупова
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
188
2014-04-10
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
«В каждом юноше порох
Маринетти, в каждом старце мудрость Гюго» — 975-я и 976-я строки из пятой
части поэмы «Война и мир» В. В. Маяковкого характеризуют молодое поколение новых людей. Почему Маяковский упоминает основателя итальянского
футуристического движения, и какую роль в поэме играет эта отсылка? Культурно-исторический
контекст 1914—1916 гг. и анализ итальянских мотивов в творчестве Маяковского позволяют
по-новому прочесть знакомую строку и увидеть заложенную в ней неоднозначность.
Тезисы
Два главных тезиса, которые будут представлены в докладе:
1. Упоминание имени лидера итальянских футуристов Томмазо Маринетти - ключ к прочтению поэмы как поэтического манифеста, которым поэт указывает на изменение своего миросозерцания: итальянские мотивы помогают продемонстрировать динамику лирического героя.
2. Образ Италии конструируется иначе, чем образ Германии и Франции: традиции, культура и искусство не противостоят войне, они являются ее предвестниками, что, возможно, отчасти связано не только с особенностью военно-политического, но и культурного контекста начала 20 века.
«В каждом юноше порох Маринетти, в каждом старце мудрость Гюго» - 975-976-ая строки из пятой части поэмы «Война и мир» характеризуют молодое поколение новых людей. Культурно-исторический контекст 1914-1916 гг. и анализ итальянских мотивов в творчестве Маяковского позволяют по-новому прочесть знакомые строки и увидеть заложенную в них неоднозначность. Сопоставление всех французских, немецких и итальянских мотивов помогло выделить специфические особенности функционирования итальянских мотивов в поэме: культура и история Италии являются предвестниками актуальной войны или ее составляющей; итальянские образы входят в речь лирического героя. Обнаруженные в тексте поэмы отсылки к статьям и выступлениям Маринетти, а также публицистическим и художественным произведениям самого Маяковского дополняют представление об эволюции лирического героя. Сделанные комментарии позволяют прочесть поэму как поэтический и эстетический манифест, декларирующий изменение отношения автора к футуризму западного типа.
1. Упоминание имени лидера итальянских футуристов Томмазо Маринетти - ключ к прочтению поэмы как поэтического манифеста, которым поэт указывает на изменение своего миросозерцания: итальянские мотивы помогают продемонстрировать динамику лирического героя.
2. Образ Италии конструируется иначе, чем образ Германии и Франции: традиции, культура и искусство не противостоят войне, они являются ее предвестниками, что, возможно, отчасти связано не только с особенностью военно-политического, но и культурного контекста начала 20 века.
«В каждом юноше порох Маринетти, в каждом старце мудрость Гюго» - 975-976-ая строки из пятой части поэмы «Война и мир» характеризуют молодое поколение новых людей. Культурно-исторический контекст 1914-1916 гг. и анализ итальянских мотивов в творчестве Маяковского позволяют по-новому прочесть знакомые строки и увидеть заложенную в них неоднозначность. Сопоставление всех французских, немецких и итальянских мотивов помогло выделить специфические особенности функционирования итальянских мотивов в поэме: культура и история Италии являются предвестниками актуальной войны или ее составляющей; итальянские образы входят в речь лирического героя. Обнаруженные в тексте поэмы отсылки к статьям и выступлениям Маринетти, а также публицистическим и художественным произведениям самого Маяковского дополняют представление об эволюции лирического героя. Сделанные комментарии позволяют прочесть поэму как поэтический и эстетический манифест, декларирующий изменение отношения автора к футуризму западного типа.