Неожиданность в фантастике: контексты употребления наречия "вдруг" в повести братьев Стругацких «Трудно быть богом»
Алина Анатольевна Шматко
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-09
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается группа контекстов
употребления наречного маркера неожиданности вдруг в повести братьев Стругацких «Трудно быть богом», в которых
отражено эмоциональное состояние субъекта речи и / или субъекта сознания. На
основе синтаксического и семантического анализа определяются случаи
актуализации качественной или обстоятельственной семантики наречия вдруг. Делается вывод о роли таких
контекстов в концептуальном плане повести.
Тезисы
Одним из способов выражения
неожиданности, непредсказуемости - приема, который в фантастической литературе,
предполагающей соотнесение с логикой реального мира, играет важную роль, - являются наречия с семантикой неожиданности, из которых самое употребительное –
вдруг. В повести Стругацких «Трудно
быть богом» интерес представляют контексты употребления наречного маркера
неожиданности вдруг, в частности,
группа контекстов, в которых вдруг маркирует
события, произведшие на субъект речи сильное впечатление.
Ключевым для исследования является представление о том, что вдруг, как и другие наречия неожиданности, обладает двойственной семантикой, совмещающей качественную и обстоятельственную стороны значения; каждая из этих сторон может актуализироваться в тексте. В случае актуализации качественной стороны значения вдруг данный маркер отражает ощущения субъекта речи (перцептивное употребление); если же на первый план выходит обстоятельственное значение, маркер локализует вдруг-события на временной оси.
Семантический и синтаксический анализ использования вдруг в тексте повести показал, что контексты, отражающие сильное впечатление, обладают довольно большим формальным и смысловым сходством. Формальное сходство состоит в том, что все такие контексты имеют в своей основе формулу «вдруг + глагол восприятия + эмоциональное состояние субъекта». В смысловом плане сходство выражается, во-первых, в перцептивном употреблении маркера неожиданности и, во-вторых, в единстве развиваемых в таких контекстах микротем (в них герои рефлексируют по поводу разрыва между их собственным утопическим сознанием и несовершенным окружающим миром).
Анализ материала показывает, что маркер неожиданности вдруг обретает особую смысловую нагрузку при употреблении в контекстах сильного впечатления. Формула «вдруг + глагол восприятия + эмоциональное состояние субъекта» вводит в текст область смыслов, составляющих основную проблематику повести.
Ключевым для исследования является представление о том, что вдруг, как и другие наречия неожиданности, обладает двойственной семантикой, совмещающей качественную и обстоятельственную стороны значения; каждая из этих сторон может актуализироваться в тексте. В случае актуализации качественной стороны значения вдруг данный маркер отражает ощущения субъекта речи (перцептивное употребление); если же на первый план выходит обстоятельственное значение, маркер локализует вдруг-события на временной оси.
Семантический и синтаксический анализ использования вдруг в тексте повести показал, что контексты, отражающие сильное впечатление, обладают довольно большим формальным и смысловым сходством. Формальное сходство состоит в том, что все такие контексты имеют в своей основе формулу «вдруг + глагол восприятия + эмоциональное состояние субъекта». В смысловом плане сходство выражается, во-первых, в перцептивном употреблении маркера неожиданности и, во-вторых, в единстве развиваемых в таких контекстах микротем (в них герои рефлексируют по поводу разрыва между их собственным утопическим сознанием и несовершенным окружающим миром).
Анализ материала показывает, что маркер неожиданности вдруг обретает особую смысловую нагрузку при употреблении в контекстах сильного впечатления. Формула «вдруг + глагол восприятия + эмоциональное состояние субъекта» вводит в текст область смыслов, составляющих основную проблематику повести.