Поле страха в мифологических рассказах Русского Севера
Анастасия Олеговна Лабастова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-07
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается реализация темы страха в текстах народных быличек — оформление категории "страшное" на лексическом и синтаксическом уровнях. С учетом специфики фольклорного материала — мифологических рассказов — предпринимается попытка описать роль и функции страха в народной культуре. Материалы для исследований были предоставлены Архивом духовной культуры Русского Севера в народной словесности Филологического факультета СПбГУ.
Тезисы
Быличка – жанр устного народного творчества, являющийся рассказом о встрече человека с демоническими существами или силами. Именно в данном жанре наиболее ярко отражено семантическое поле «страх».
Оно выражается на различных уровнях: на лексическом уровне - при помощи ключевых слов-маркеров («страшно», «испугался» и тому подобных), фразеологических оборотов, характерных для народной культуры ("сердце в ноги ушло", "ни жив ни мёртв"), различных иносказаний; на синтаксическом уровне - при помощи повторов значимых текстовых отрезков и выделения их путём использования инверсий и парцелляций.
Выбор средств обоснован основными функциями категории «страшное» в данном жанре: максимально воздействовать на слушателя, а также убедить его в реальности повествуемого. Это, в свою очередь, позволяет рассказчику былички достичь одной из возможных целей: сообщить о действительном существовании сверхъестественных сил, агрессивно настроенных по отношению к человеку; передать слушателю опыт о взаимодействии с подобными силами; установить запрет на определённые действия – что является наиболее часто преследуемой целью в рамках народной культуры.
Исследования проводились на материалах, полученных из Архива духовной культуры кафедры русского языка Филологического факультета СПбГУ: записи интервью из экспедиций, проходивших в Архангельской (1984) и Новгородской (1990) областях.
Оно выражается на различных уровнях: на лексическом уровне - при помощи ключевых слов-маркеров («страшно», «испугался» и тому подобных), фразеологических оборотов, характерных для народной культуры ("сердце в ноги ушло", "ни жив ни мёртв"), различных иносказаний; на синтаксическом уровне - при помощи повторов значимых текстовых отрезков и выделения их путём использования инверсий и парцелляций.
Выбор средств обоснован основными функциями категории «страшное» в данном жанре: максимально воздействовать на слушателя, а также убедить его в реальности повествуемого. Это, в свою очередь, позволяет рассказчику былички достичь одной из возможных целей: сообщить о действительном существовании сверхъестественных сил, агрессивно настроенных по отношению к человеку; передать слушателю опыт о взаимодействии с подобными силами; установить запрет на определённые действия – что является наиболее часто преследуемой целью в рамках народной культуры.
Исследования проводились на материалах, полученных из Архива духовной культуры кафедры русского языка Филологического факультета СПбГУ: записи интервью из экспедиций, проходивших в Архангельской (1984) и Новгородской (1990) областях.