Функции бестиария в романе У. Эко "Баудолино"
Диана Дамировна Хайретдинова
Докладчик
студент 3 курса
Башкирский государственный педагогический университет
Башкирский государственный педагогический университет
201
2014-04-10
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе
рассматриваются образы животных в романе У. Эко «Баудолино». Сопоставление
персонажей Эко со средневековыми источниками (от «Физиолога» до «Абердинского
бестиария») позволяет обозначить предшествующие тексту бестиарные сюжеты.
Анализируется авторская стратегия в выборе деталей, мотивов и способов их
представления, в том числе и на уровне стилизации различных жанров (трактаты о
животных, рассказы путешественников и др.). Основное внимание уделено двум
персонажам (Единорог и Василиск), играющим ключевую роль в структуре романа как в повествовательном, так и в символическом плане.
Тезисы
Исходной
точкой данного исследования послужило сопоставление описаний животных в романе У. Эко с известными
средневековыми бестиариями. «Второе поколение» бестиариев, по классификации М. Р. Джеймса (1928),
представляло собой компиляцию нескольких
источников, главным образом, «Физиолога», а также «Этимологии» Исидора
Севильского, «Шестоднева» Святого Амвросия и «О природе вещей» Рабана Мавра. Мы опирались в основном на Абердинский
бестиарий (ок. 1200 г.), считающийся одним из наиболее полных сохранившихся
бестиариев.
У. Эко упоминает в «Баудолино» достаточно
большое число зверей, знакомых читателю по средневековым бестиариям (общее
количество животных — 48, контекстов — 8). Особую роль в структуре романа
играют, на наш взгляд, два персонажа, давно ставшие эмблемой средневековой
культуры — Единорог и Василиск.
Мотив Единорога служит исходной
точкой сюжетного повествования. Собственно, это первая «история» Баудолино, то
ли сочиненная героем, то ли «всплывающая» в его сознании. Эко ориентируется на более
«возвышенный» вариант образа и не упоминает о сходстве с козленком
(«Физиолог»). Подробно воспроизведён в романе традиционный сюжет о поимке
Единорога. Возможно,
смешение «риторического» стиля с просторечьем в рассказе героя (помимо языковой
игры и комического эффекта) имеет и другую функцию — скрыть от читателя
удивительную «эрудированность» Баудолино.
Демоническим двойником Единорога в
романе становится Василиск. Баудолино и его
спутники встречают его в Абхазии. Герой побеждает мифологического змея с помощью
зеркала. В Средние века этот сюжет связывают с Александром Македонским
(«Римские деяния»). Очевидна параллель с античной Медузой Горгоной.
Галерею инфернальных существ продолжает
демоническая «троица» (кот, мантикора, химера). В ходе анализа обнаружились
интересные детали, добавленные, по-видимому, самим У. Эко, который известен
мастерством комбинирования реальных исторических деталей и художественного вымысла.