XVII Международная конференция студентов-филологов

Новый тип читателя в "Русских ночах" В. Ф. Одоевского

Надежда Александровна Сергеева
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2014-04-09
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается установка цикла В. Ф. Одоевского «Русские ночи» на принципиально новый тип читателя. Изменение отношений между автором, повествователем и читателем, соединение внутри одного произведения разных философских концепций и литературных жанров разрушает романтический текст изнутри и зарождает традицию русского полифонического романа.

Тезисы

«Русские ночи» В. Ф. Одоевского – произведение для современного читателя весьма странное. Это то ли роман, то ли драма. Повествователь то появляется, то исчезает. В пределах одного цикла сосуществуют как многочисленные жанры, так и разные философские идеи. Это принципиально новый текст в литературе 40-х годов XIX века, который формирует особый подход к читателю. «Русские ночи» адресованы тому, кто готов заняться активной мыслительной деятельностью, пренебречь художественными условностями, вступить в диалог с героями и автором, впустить философию в свою повседневную жизнь. 
Цикл В. Ф. Одоевского, на первый взгляд, не рассчитан на широкую аудиторию. Однако это не совсем так. Стремление автора захватить как можно больше читателей отражается в деперсонализации адресата, а также в структурном плане «Русских ночей»: в объединении художественного и философского дискурсов, в пояснениях к словам героев, авторских комментариях. В. Ф. Одоевский, сознательно или нет, строит такой текст, который бы сказал что-то новое читателю с любым кругозором. При этом
 в "Русских ночах" читательские инстанции разных текстовых уровней поддаются разграничению с трудом.                     
Особенность «Русских ночей» заключается в том, что впервые читатель встает на равные позиции с автором. Адресат художественного текста перестает быть ведомым тем, кто говорит. Авторская установка заключается в том, чтобы читатель смотрел на высказывания (=действия) героев с максимально объективной позиции. Поэтому именно «Русские ночи» служат последним образцом романтической литературы. В конце своего развития она возводит читателя на невероятно высокий уровень, зарождая тем самым традицию русского полифонического романа.