Борис Райский на пути к роману: об одной из причин творческой неудачи героя
Мария Федоровна Начинкова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-04-09
17:20 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается попытка главного героя романа И. А. Гончарова "Обрыв", Бориса Райского, создать собственный художественный текст с помощью того же материала, который был использован в произведении Гончарова. Выделены и описаны основные этапы работы героя над задуманным романом, показано жанровое многообразие собранного Райским материала, присутствие в нем нескольких модусов художественности. По итогам исследования сделаны выводы об уровне писательского мастерства героя и обоснована одна из причин, по которой творческий замысел Райского потерпел неудачу.
Тезисы
Тема доклада - это работа главного героя романа И. А. Гончарова "Обрыв", Бориса Райского, над задуманным им художественным текстом. Наша цель - показать одну из причин незавершенности этого "романа в романе". Чтобы охарактеризовать материал, собранный Райским, и выявить его жанровое многообразие, мы последовательно обратились к основным этапам работы героя над будущим романом. Первым этапом мы считаем создание текста "Наташа", который Райский планировал переработать для включения в роман. Изучение "Наташи" дает нам возможность составить представление о писательском мастерстве героя. В жанровом отношении "Наташу" можно назвать сентиментальной повестью, в которую проникают особенности повести романтической. Второй этап работы Райского связан с его наблюдениями за Софьей, в стремлении сделать ее главной героиней будущего романа. Исследователями уже отмечалось, что отношения Софьи с Райским и Милари не выходят за рамки обычно изображаемого в светской повести XIX века. Третий этап работы героя можно обозначить как "идиллический". Уехав в Малиновку, Райский оказывается в пространстве, в котором действуют законы идиллического хронотопа, описанного М. М. Бахтиным. Образ Марфиньки, который герой видит в центре задуманного романа, отмечен гармоничностью, соответствием между внешним и внутренним обликом. Четвертый этап связан с образом Веры и может быть назван "трагическим". Как трагическая героиня, Вера наделена бескомпромиссной непримиримостью и в поисках своего пути готова идти до конца. Райский, зритель ее трагедии, через страх и сострадание приходит к очищению от страстей и новому взгляду на жизнь. Не зная, как связать разнородные части материала, Райский принимает решение посвятить роман одной Вере. Он выбирает жанровое и тематическое единство и уходит от сочетания нескольких модусов художественности, характерного для романа "Обрыв". Итоговый отказ героя от написания произведения можно рассматривать как подтверждение ошибочности избранного им пути для создания романа.