Неконвенциональная грамматика: встреча фидеизма и логики
Евгений Геннадьевич Соколов
Докладчик
сотрудник
Институт лингвистических исследований РАН
Институт лингвистических исследований РАН
25
2014-04-07
13:15 -
13:45
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен проблеме совместимости фидеистических
представлений русского книжника XV—XVII веков
и идеи грамматического описания языка. На материале грамматических и
религиозно-полемических памятников рассматривается особый тип языковой культуры,
некритически применяющий категории грамматического описания для обоснования
внеязыковых представлений. Делается вывод о возможности объединить такие
культурные феномены, как использование грамматической аргументации при отрицании
грамматики или, напротив, признание грамматики при неумении ее применять, в
понятие неконвенциональной грамматики.
Тезисы
Часть исследователей восточнославянской книжной культуры XV-XVII веков (Н.
Б. Мечковская, С. Матхаузерова) указывает на принципиальную противоположность текстологического
и логико-грамматического подходов к языку, на категорическое неприятие
грамматики представителями старой фидеистической культуры. Однако результаты
анализа данных грамматических и религиозно-полемических сочинений указанного
времени позволяют усомниться в этом. К примеру, инок Савватий, ранний
старообрядческий автор, на словах отрекается от грамматики и провозглашает себя
сторонником старого текстологического подхода: «И я нищей билъ челомъ…на
справщиковъ не грамматичнымъ дѣломъ, извѣщалъ на-нихъ про-то яко книги портятъ
и плевы в нихъ сѣютъ», - на деле же активно и обоснованно пользуется
грамматической аргументацией и даже провозглашает существование особой
оппозиции истинной и ложной грамматики: «Добро грамматика кто умѣетъ
совершенно. А ихъ грамматика точію книгамъ пагуба а людемъ соблазна». Напротив, языковая деятельность сторонников книжной справы нередко подчиняется желанию
грамматически обосновать вероучительную правильность текста, причём выражается
это как в практической замене славянских конструкций греческими кальками, так и
в такой методике грамматического разбора текста, при которой определение
принадлежности словоформы той или иной грамматической категории оказывается
способом сакрализации этой словоформы, то есть демонстрируется типичный
неконвенционально-фидеистический подход, ставящий знак равенства между
именованием и познанием. Итак, консервативные авторы религиозно-полемических
сочинений могут на практике пользоваться грамматической аргументацией, авторы
же грамматических сочинений могут рассматривать грамматику как инструмент веры
вне её связи с реальностью. Следовательно, противопоставление текстологической и грамматической языковой культуры нейтрализуется,
позволяя говорить о парадоксальном порождении эпохи смены культурной парадигмы –
неконвенциональной грамматике.