XVII Международная конференция студентов-филологов

К вопросу об интерпретации звуковой метафоры в поэтическом тексте (на примере стихотворений О. Мандельштама)

Анисия Михайловна Страхова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2014-04-09
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Последовательный ряд способов создания звуковой семантики поэтической речи позволяет наиболее полно выразить объем дополнительных значений, которые являются составляющими звуковой метафоры в целом. Дополнительная ассоциативность, закодированность и полисемичность могут выстроить в сознании читателя тот имплицитный образ, который был значимым для автора.

Тезисы

Среди явлений фоносемантики, отражающих взаимосвязь звукового облика слова и его значения, одним из наиболее интересных для изучения является звуковая метафора, которая объединяет разные стилистические, лингвопоэтические и фоносемантические приемы звуковой организации текста. Ранее для определения смысловой связи между сходнозвучными словами в тексте ученые пользовались различными терминами и описаниями. Например, звуковая метафора толковалась, во-первых, как семантическое взаимодействие близких по звучанию слов, во-вторых, как поэтическая этимология, наконец, в-третьих, — как регулярный звуковой повтор. Взаимосвязь способов создания звуковой ассоциативности и звуковой семантики в поэтической речи, описанных в фонологии, лексикологии и синтаксисе, является основой для выявления наличия звуковой метафоры в том или ином стихотворном произведении. Однако, говоря о самой формулировке термина, важно помнить о том, что звуковая метафора включает в себя ряд художественных приемов, таких как заумный язык, синтаксический параллелизм, паронимия, синестезия, звуковой повтор и звуковой параллелизм (преимущественно выраженный аллитерацией). Звуковой эффект каждого приведенного элемента архитектоники стихотворения может влиять на создание и характер дополнительного восприятия у читателя. Поэзия О. Мандельштама рассматривалась литературоведами и критиками в разных аспектах, однако звуко-ассоциативная сторона лирики автора еще не изучена до конца. Данный анализ некоторых стихотворений О. Мандельштама - попытка определить связь звукосмыслового оформления текстов с историческим контекстом и с изобразительно-выразительными средствами поэтической речи с помощью звуковых метафор, различно реализованных в тексте.