К вопросу об интерпретации звуковой метафоры в поэтическом тексте (на примере стихотворений О. Мандельштама)
Анисия Михайловна Страхова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2014-04-09
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Последовательный
ряд способов создания звуковой семантики
поэтической речи позволяет наиболее
полно выразить объем дополнительных
значений, которые являются составляющими
звуковой метафоры в целом. Дополнительная
ассоциативность, закодированность и
полисемичность могут выстроить в
сознании читателя тот имплицитный
образ, который был значимым для
автора.
Тезисы
Среди
явлений фоносемантики, отражающих
взаимосвязь звукового облика слова и
его значения,
одним
из наиболее интересных для изучения
является звуковая метафора, которая
объединяет разные стилистические,
лингвопоэтические и фоносемантические
приемы звуковой организации текста.
Ранее для определения смысловой связи
между сходнозвучными словами в тексте
ученые пользовались различными терминами
и описаниями. Например, звуковая метафора
толковалась, во-первых, как семантическое
взаимодействие близких по звучанию
слов, во-вторых, как поэтическая
этимология, наконец, в-третьих, — как регулярный
звуковой повтор.
Взаимосвязь
способов создания звуковой ассоциативности
и звуковой семантики в поэтической
речи, описанных в фонологии, лексикологии
и синтаксисе, является основой для
выявления наличия звуковой метафоры в
том или ином стихотворном произведении.
Однако, говоря о самой формулировке
термина, важно помнить о том, что звуковая
метафора включает в себя ряд художественных
приемов, таких как заумный язык,
синтаксический параллелизм, паронимия,
синестезия, звуковой повтор и звуковой
параллелизм (преимущественно выраженный
аллитерацией). Звуковой эффект каждого
приведенного элемента архитектоники
стихотворения может влиять на создание
и характер дополнительного восприятия
у читателя.
Поэзия
О. Мандельштама рассматривалась
литературоведами и критиками в разных
аспектах, однако звуко-ассоциативная
сторона лирики автора еще не изучена
до конца. Данный анализ некоторых
стихотворений О. Мандельштама - попытка
определить связь звукосмыслового
оформления текстов с историческим
контекстом и с изобразительно-выразительными
средствами поэтической речи с помощью
звуковых метафор, различно реализованных
в тексте.