Незавершенный роман А. А. Бестужева-Марлинского: к проблеме реконструкции сюжета
Анна Александровна Полякова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-04-09
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен роману А. А. Бестужева-Марлинского «Вадимов» (1833—1834),
незавершенному и опубликованному лишь посмертно. Практически не описанный в
научной литературе, этот текст оказывается открытым для многоаспектного
рассмотрения. Одним из возможных направлений исследования может стать реконструкция сюжета. Не имея ни плана романа,
ни воспоминаний о нем, в наблюдениях мы можем руководствоваться только
имеющимися в самом тексте реминисценциями. В числе таких отсылок находится имя
главного героя, Вадимова, которое связано с одной из литературных традиций
конца XVIII — начала XIX века.
Тезисы
Объектом
исследования выступает незавершенный и опубликованный посмертно роман А. А.
Бестужева-Марлинского «Вадимов» (1833-1834). Практически не описанный в научной
литературе, этот текст оказывается открытым для многоаспектного рассмотрения. В
докладе мы бы хотели показать возможные перспективы реконструкции сюжета.
Основная трудность, стоящая перед нами, заключается в том, что ни в письмах, ни
в воспоминаниях современников не сохранилось плана романа. Кроме того, сюжетное
единство включаемых в состав «Вадимова» глав не всегда выглядит очевидным. Мы
попытаемся реконструировать замысел романа, отталкиваясь от семантического
ореола имени главного героя, Льва Вадимова. Такой путь был подсказан одним
удивительным совпадением: параллельно с Бестужевым-Марлинским М. Ю. Лермонтов
работает над романом о пугачевском восстании, центральным персонажем которого
выступает горбун Вадим. На первый взгляд, между этими текстами нет никаких
сюжетных параллелей, и тем значимее выглядит явное созвучие имен героев.
Обращение к литературному контексту конца XVIII – первой трети XIX вв.
показывает, что, начиная с трагедии Я. Б. Княжнина «Вадим Новгородский»
(1788-1789), в русской литературе сложилась разработанная традиция осмысления
полулегендарного персонажа. С одной стороны, Вадим воспринимался как мятежник и
тираноборец (в большинстве произведений эта линия дана имплицитно); с другой –
как изгнанник. Эти коннотации и ряд отдельных аллюзий и реминисценций
(упоминание Сарданапала и Ксеркса I, осмысление событий Отечественной войны и
др.) позволяют нам сделать осторожное предположение: возможно, герой романа в
недавнем прошлом, неоднозначно осмысленном им в своем журнале, мог быть близок
кругу декабристов.