Расширение семантического пространства образа вампира в современной культуре: от демонизации к квазигуманизации
Евгения Юрьевна Логуновская
Докладчик
магистрант 1 курса
Белорусский государственный университет
Белорусский государственный университет
213
2014-04-07
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается феномен популярности вампирской тематики в
современной культуре. Автор анализирует расширение семантического пространства
образа вампира, для чего предлагает самостоятельно разработанную систему
классификации персонажей. В качестве выводов предлагается модель семантического
пространства образа вампира. Особое внимание обращено на специфику современной
культуры, связанную с распространением вампирской темы.
Тезисы
1. В
современной культуре вампирская тематика переживает настоящий бум. Ранее ни один фольклорный образ не получал
столь широкого распространения.
2. Происходит расширение семантического пространства образа вампира: существует много терминов-синонимов, называющих вампира и накладывающих свой отпечаток на его черты; образ вампира менялся, перед нами он представлен как результат этого процесса; на персонажа накладывает отпечаток культурный контекст, в котором он представлен. Таким образом, актуально определение семантического пространства образа вампира.
3. Опираясь на опыт классификации персонажей Р. Барта и В. Проппа и учитывая специфику вампирской тематики, мы предлагаем функционально-аксиологическую классификацию дискурса «вампир» как основу для определения границ и структуры семантического пространства. Исходным тезисом стало то, кем является персонаж и что он делает. Классификация основывается на теории потребностей А. Маслоу.
4. Вампир может находиться на разных ступенях пирамиды Маслоу. Мы выделили несколько типов образа: вампир витальный, вампир-аристократ, вампир-соблазнитель, вампир-мутант, которые формируют семантическое пространство. В современной культуре наиболее полно они представлены в литературе и кино, основой для появления вампира в литературе стал фольклор.
5. Расширение семантического пространства образа вампира можно охарактеризовать, используя два термина: демонизация (нижняя планка: вампир — существо, неспособное мыслить, стремящееся к убийству) и квазигуманизация (верхняя планка: отрицательный персонаж вписан в систему моральных ценностей человека, изображается жертвой, страдальцем).
6. Квазигуманизация говорит о том, что для современной культуры характерно размытие границ добра и зла, подталкивание к принятию Иного и одновременно борьба с Иными (основана на мифологической оппозиции Я — Другой). Образ вампира демонстрирует такую черту современной культуры, как квазисинхрония — одновременное существование и фольклорных, и литературных образов.
2. Происходит расширение семантического пространства образа вампира: существует много терминов-синонимов, называющих вампира и накладывающих свой отпечаток на его черты; образ вампира менялся, перед нами он представлен как результат этого процесса; на персонажа накладывает отпечаток культурный контекст, в котором он представлен. Таким образом, актуально определение семантического пространства образа вампира.
3. Опираясь на опыт классификации персонажей Р. Барта и В. Проппа и учитывая специфику вампирской тематики, мы предлагаем функционально-аксиологическую классификацию дискурса «вампир» как основу для определения границ и структуры семантического пространства. Исходным тезисом стало то, кем является персонаж и что он делает. Классификация основывается на теории потребностей А. Маслоу.
4. Вампир может находиться на разных ступенях пирамиды Маслоу. Мы выделили несколько типов образа: вампир витальный, вампир-аристократ, вампир-соблазнитель, вампир-мутант, которые формируют семантическое пространство. В современной культуре наиболее полно они представлены в литературе и кино, основой для появления вампира в литературе стал фольклор.
5. Расширение семантического пространства образа вампира можно охарактеризовать, используя два термина: демонизация (нижняя планка: вампир — существо, неспособное мыслить, стремящееся к убийству) и квазигуманизация (верхняя планка: отрицательный персонаж вписан в систему моральных ценностей человека, изображается жертвой, страдальцем).
6. Квазигуманизация говорит о том, что для современной культуры характерно размытие границ добра и зла, подталкивание к принятию Иного и одновременно борьба с Иными (основана на мифологической оппозиции Я — Другой). Образ вампира демонстрирует такую черту современной культуры, как квазисинхрония — одновременное существование и фольклорных, и литературных образов.