Идейно-художественное своеобразие рассказа Татьяны Толстой "Факир"
Екатерина Анатольевна Аверьянова
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
188
2014-04-11
19:00 -
19:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен творчеству одного
из наиболее ярких представителей современной прозы — Татьяны Толстой — и
представляет собой анализ рассказа «Факир», опубликованного в
1986 году.
Выявление и изучение в рассказе приемов сюжетосложения, мотивной
структуры, поэтических средств выразительности — знаков, символов, имен — позволяет говорить об особой художественной роли сказочно-мифологической
мотивики в художественном мире рассказа Толстой, а также помогает приблизиться
к пониманию
идейно-эстетических,
философских, концептуальных и
поэтических аспектов творчества писательницы.
Тезисы
Современные
работы по литературоведческому или критическому анализу творчества Татьяны
Толстой обыкновенно определяют главную проблему рассказов писательницы как
противопоставление между мечтой и действительностью.
Однако на
примере рассказа «Факир» видно, что выявленное противопоставление на самом деле очень быстро изживается
(преодолевается) самой Толстой. Уже через три года после начала своей
литературной деятельности (год написания рассказа — 1986-й) прозаик избавляется
от романтизированного двоемирия, приписываемого ей критикой, и обнаруживает
поистине философский подход к верху и низу, возвышенному и низменному,
реальному и выдуманному.
С одной
стороны, это смешение и преодоление границ можно отнести к постмодернистским
тенденциям в прозе писательницы (как это сделал М. Липовецкий), но можно
признать за Толстой глубину психологического видения и философичность
осмысления окружающей жизни. По существу еще «малоопытная» писательница
обнаружила отказ от разделения мира на «черное» и «белое», «хорошее» и «плохое».
В рассказе «Факир»
«положительный» и обворожительный герой Филин оказался обманщиком, хотя и
обаятельным, а «отрицательная» героиня-прагматик Галина обнаружила в себе
черты обыкновенного, в определении Толстой, «нормального» человека. По
существу, Толстая проявила себя в русле не столько постмодерной, сколько
классической русской литературы — в русле ее неоднозначных героев
(заметим, среди которых нередко оказывались и герои иронические).
Более того,
Толстая продемонстрировала родство своего мировидения с еще более глубокими корнями — мифологией и фольклором. Так, «бестиальные» образы формируют один из
самых разветвленных лейтмотивов «Факира», а мотив «круга», восходящий к циклическим моделям
архаических культур, оказывается доминирующим в структуре повествования
рассказа.