Судьба нового поколения – сравнение эмоционального тона повествования в рассказах В. Г. Распутина «Женский разговор» и «Новая профессия»
Пай Инь
Докладчик
магистрант 2 курса
Пекинский университет иностранных языков
Пекинский университет иностранных языков
188
2014-04-10
13:00 -
13:20
Ключевые слова, аннотация
Озабоченность судьбой
молодых русских — одна из важнейших тем для В. Г. Распутина в конце XX века. Рассказы
«Женский разговор» и «Новая профессия» посвящены проблеме нового поколения:
Вика в первом произведении принадлежит к дрейфующему поколению, избравшему
чужие ценности; Алеша — к оглядывающейся на национальную традицию молодежи. Вследствие
этого эмоциональный тон повествования различается: постоянные инвективы улавливаются
в многоголосии женского разговора, в то время как в приключении молодого героя,
изображаемом его языком, отражается гуманное сочувствие автора.
Тезисы
Озабоченность судьбой поколения молодых русских — одна из важнейших тем в творчестве В. Г. Распутина
периода
90-х годов XX века. В
подтверждение этого мы исследуем два рассказа — «Женский разговор» (1995) и «Новая
профессия» (1998).
16-летняя девушка Вика в первом рассказе которая потеряла традиционные идеалы и духовное равновесие, принадлежит к многочисленной группе денационализированных молодых людей. В процессе создания данного образа применяется ретроспективная позиция наблюдателя: как ровесник молодой героини, так и ее бабушка Наталья следят за ней. С разных ракурсов повествования читатели ознакомились как с жизненным промахом молодой героини, так и с самим заблуждением ее души, что находится в полном соответствии с имплицитной авторской модальностью «негодования, вызванного волнением». Ощущение тревоги усиливается также за счет «диалогического проникновения в познаваемый смысл». Данный механизм функционирует, во-первых, как сюжетный конфликт, который подразумевает мировоззренческую коллизию молодой и старшей героинь; во-вторых, как контраст пейзажа, отражающего внутренний мир главных героинь.
В противоположность Вике Алеша Коренев в рассказе «Новая профессия» относится к молодежи, испытывающей потребность в возвращении к опыту отцов. Изображению внутреннего стержня, который отсутствует у героини первого рассказа, способствует саморефлексивная позиция рассказчика и прием «монологического раскрытия художественного мира». Таким образом, с гуманным сочувствием и с надеждой на счастливое будущее излагается история Алеши, который выдержал удар жизни и остался Человеком с большой буквы.
Сравнивая два рассказа, мы приходим к выводу, что В. Г. Распутин переживает за молодое поколение, в котором много таких, как Вика, которые осиротеют из-за утраты внутреннего равновесия, и очень мало духовно сильных людей, таких как герой второго рассказа.
16-летняя девушка Вика в первом рассказе которая потеряла традиционные идеалы и духовное равновесие, принадлежит к многочисленной группе денационализированных молодых людей. В процессе создания данного образа применяется ретроспективная позиция наблюдателя: как ровесник молодой героини, так и ее бабушка Наталья следят за ней. С разных ракурсов повествования читатели ознакомились как с жизненным промахом молодой героини, так и с самим заблуждением ее души, что находится в полном соответствии с имплицитной авторской модальностью «негодования, вызванного волнением». Ощущение тревоги усиливается также за счет «диалогического проникновения в познаваемый смысл». Данный механизм функционирует, во-первых, как сюжетный конфликт, который подразумевает мировоззренческую коллизию молодой и старшей героинь; во-вторых, как контраст пейзажа, отражающего внутренний мир главных героинь.
В противоположность Вике Алеша Коренев в рассказе «Новая профессия» относится к молодежи, испытывающей потребность в возвращении к опыту отцов. Изображению внутреннего стержня, который отсутствует у героини первого рассказа, способствует саморефлексивная позиция рассказчика и прием «монологического раскрытия художественного мира». Таким образом, с гуманным сочувствием и с надеждой на счастливое будущее излагается история Алеши, который выдержал удар жизни и остался Человеком с большой буквы.
Сравнивая два рассказа, мы приходим к выводу, что В. Г. Распутин переживает за молодое поколение, в котором много таких, как Вика, которые осиротеют из-за утраты внутреннего равновесия, и очень мало духовно сильных людей, таких как герой второго рассказа.