Палка в быту и ритуале. Прагматика обыденного
Александра Сергеевна Пахомова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-04-09
12:00 -
12:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассмотрена роль
сугубо функционального предмета в быту
и в ритуале. В традиционной культуре
предмет быта — деревянная палка — оказывается
вовлеченным в широкий спектр практик и
ритуалов, от повседневного хождения
с палкой пожилых людей до роли палки в
похоронном обряде. Путем анализа текстов
и нарративов мы пытаемся понять, как может изменяться роль и значение
бытового предмета при вовлечении его
в область ритуала. Исследование выполнено на материале
фольклорных экспедиций филологического
факультета СПбГУ (2012, 2013 гг.) в дер. Родома
Лешуконского р-на Архангельской области.
Тезисы
Из поля
зрения современного человека зачастую
ускользают предметы и практики, в
традиционной культуре наделенные особым
значением. Предмет, помещенный в область
ритуала, расширяет свои функции, которые
перерастают бытовые.
Обычная
деревянная палка оказывается в числе
таких предметов. У палки есть несколько
наиболее явных областей применения —
это опора при ходьбе, подпорка, ручка
для сельскохозяйственного инвентаря.
Сохраняя эти качества и в ритуальном
контексте, палка приобретает ряд других
свойств и применений. Наиболее интересным
представляется изучение функции и
символики палки в погребальном обряде,
где она выступает в нескольких «ролях».
1. Палка для ходьбы, поставленная у могилы человека, который с ней ходил при жизни (такую палку чаще всего называют посохом). Палка выступает частью общего топоса «жизни-пути» и в роли спутника в дороге жизни («Пожалуй, наиболее общий, признанный и очевидный символ дороги и знак статуса путника — дорожный посох» — мнение Т. Б. Щепанской). Однако эта функция перерастает сферу жизни земной: палка становится спутником человека и после смерти. См. часть интервью: «Они считают, что там ей без посоха будет тяжело. И вот этот посох ставится». Соответственно, эта функция палки выводит исследователя на большое количество текстов — быличек о «приходящих покойниках» и «просящих покойниках».
2. Палка — «мера», которой обмеряют покойника, чтобы сделать гроб. Такую палку нужно непременно уничтожить, чтобы она не осталась после покойного — чаще всего ее кидают в могилу.
В работе ставится вопрос о функции вещи в быту и о расширении функции этой вещи в ритуале. Исследование проведено на материале фольклорных экспедиций филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета 2012-2013 гг. в дер. Родома Лешуконского района Архангельской области.
1. Палка для ходьбы, поставленная у могилы человека, который с ней ходил при жизни (такую палку чаще всего называют посохом). Палка выступает частью общего топоса «жизни-пути» и в роли спутника в дороге жизни («Пожалуй, наиболее общий, признанный и очевидный символ дороги и знак статуса путника — дорожный посох» — мнение Т. Б. Щепанской). Однако эта функция перерастает сферу жизни земной: палка становится спутником человека и после смерти. См. часть интервью: «Они считают, что там ей без посоха будет тяжело. И вот этот посох ставится». Соответственно, эта функция палки выводит исследователя на большое количество текстов — быличек о «приходящих покойниках» и «просящих покойниках».
2. Палка — «мера», которой обмеряют покойника, чтобы сделать гроб. Такую палку нужно непременно уничтожить, чтобы она не осталась после покойного — чаще всего ее кидают в могилу.
В работе ставится вопрос о функции вещи в быту и о расширении функции этой вещи в ритуале. Исследование проведено на материале фольклорных экспедиций филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета 2012-2013 гг. в дер. Родома Лешуконского района Архангельской области.