XVII Международная конференция студентов-филологов

Код статуарности в художественном мире романа Хулио Кортасара «62. Модель для сборки»

Мария Андреевна Ловин-Лович
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2014-04-09
17:50 - 18:10

Ключевые слова, аннотация

В работе рассматривается интермедиальный аспект прозы Хулио Кортасара. Исследуется взаимодействие литературного и скульптурного кодов в романе «62. Модель для сборки» с обозначением роли статуарности для формирования художественного целого произведения. Исследование представляется актуальным ввиду того, что ранее внимание литературоведов было обращено в основном к музыкальной составляющей текстов писателя.

Тезисы

В своих произведениях Хулио Кортасар работает в рамках не только литературного кода, он обращается и к другим видам художественного творчества. В его текстах искусство слова вбирает в себя элементы живописи, музыки, скульптуры, архитектуры.
Ранее внимание исследователей было обращено в основном к музыкальной, а именно джазовой, составляющей текстов Х. Кортасара (И. А. Тертерян, G. Maturo, E. Soren Triff).
Данная работа рассматривает интермедиальный аспект в романе «62. Модель для сборки». Интермедиальность понимается здесь как «особый тип внутритекстовых взаимосвязей в словесном произведении, основанный на взаимодействии художественных кодов разных видов искусств» (Н. В. Тишунина).
Роман «62. Модель для сборки» построен на взаимодействии кодов литературы и скульптуры. Текст создается в условиях постоянной игры с пространством и временем. В частности, эпизоды, на которые разбито повествование, расположены вне хронологии и представляют собой детали «модели», предлагаемой читателю «для сборки». Система персонажей выстраивается в сложную геометрическую фигуру из точек-героев, соединенных между собой векторами чувств.
Скульптурный код разнообразно и неожиданно организует произведение на всех его уровнях, выражаясь в тематике, композиции, образной структуре. Текст романа наполняется отсылками к технике ваяния, а сама эта техника призвана выражать психологические состояния и сущности: надежду, отчаяние, любовь. Код статуарности формирует основной смысл произведения, помогает выразить его сложное этическое и философское содержание. 
Обращаясь к проблематике скульптурных образов в творчестве А. С. Пушкина, Р. О. Якобсон выделяет в их разнообразии два типа: либо победа движения над материалом, либо победа формы над движением. В романе Х. Кортасара преобладает второй вариант. Завершенное изваяние в образной ткани романа — это «неподвижность материи, преодолевающая идею движения» (Р. О. Якобсон).