Темп речи говорящего: зависимость от социальной роли и коммуникативной ситуации
Виктория Андреевна Метлова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
157
2014-04-10
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе излагаются результаты анализа спонтанной
речи двух информантов, ставших участниками проекта «Один речевой день» (ОРД). Рассматриваются их персональные (прежде всего социологические) характеристики и их социальные контакты в течение одного речевого дня. Особое
внимание уделяется анализу темпа речи как одному из элементов речепорождения.
Тезисы
Известно, что речевое поведение любого говорящего меняется в
зависимости от того, с кем он говорит и в какой ситуации происходит разговор.
Вопрос о том, от чего именно зависит смена «регистров общения», требует
комплексного исследования как с точки зрения лингвистики, так и с позиций
психологии или социологии. В этом смысле интересно исследовать материал
Звукового корпуса русского языка (ЗКРЯ).
Под социальной ролью принято понимать модель поведения человека, ожидаемую от каждого члена социума, занимающего определенную социальную позицию (Л. П. Крысин).
Базой для настоящего исследования стали сведения о двух информантах — участниках проекта «Один речевой день» (ОРД): их персональные (прежде всего социологические) характеристики и их социальные контакты в течение одного речевого дня. Объектом особого интереса стал темп речи как один из элементов речепорождения. Темпом речи принято считать скорость произнесения элементов речи — звуков, слогов, слов — в единицу времени (минуту, секунду).
В основу исследования легла гипотеза о варьировании темпа речи человека в зависимости от его социальной роли в конкретной коммуникативной ситуации. В докладе представлены некоторые конкретные результаты анализа записей, полученных от двух информантов. Темпоральные характеристики речи одного из них заметно меняются в зависимости от того, с кем он говорит, характеристики другого же остаются практически неизменными.
Под социальной ролью принято понимать модель поведения человека, ожидаемую от каждого члена социума, занимающего определенную социальную позицию (Л. П. Крысин).
Базой для настоящего исследования стали сведения о двух информантах — участниках проекта «Один речевой день» (ОРД): их персональные (прежде всего социологические) характеристики и их социальные контакты в течение одного речевого дня. Объектом особого интереса стал темп речи как один из элементов речепорождения. Темпом речи принято считать скорость произнесения элементов речи — звуков, слогов, слов — в единицу времени (минуту, секунду).
В основу исследования легла гипотеза о варьировании темпа речи человека в зависимости от его социальной роли в конкретной коммуникативной ситуации. В докладе представлены некоторые конкретные результаты анализа записей, полученных от двух информантов. Темпоральные характеристики речи одного из них заметно меняются в зависимости от того, с кем он говорит, характеристики другого же остаются практически неизменными.