Мотив сна в романе Д. Краули "Маленький, большой или Парламент фейри"
Юлия Владимировна Новоселова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-04-10
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Джон Краули — современный американский писатель, лауреат множества литературных премий, и роман «Маленький, большой или
Парламент фейри» — наиболее известное в
России произведение автора.
В докладе рассматривается функция мотива сна, который является одним из ключевых мотивов в контексте специфики лиминального пространства художественного мира произведения и его архетипической структуры «роман-прамиф». Исследование функции мотива проводится путем изучения и сопоставления нескольких повествовательных линий, где этот мотив наиболее часто актуализируется.
В докладе рассматривается функция мотива сна, который является одним из ключевых мотивов в контексте специфики лиминального пространства художественного мира произведения и его архетипической структуры «роман-прамиф». Исследование функции мотива проводится путем изучения и сопоставления нескольких повествовательных линий, где этот мотив наиболее часто актуализируется.
Тезисы
Джон Краули (род. 1945) — современный
американский писатель, лауреат множества
литературных премий, и роман
«Маленький, большой или Парламент фейри» — наиболее известное произведение автора в России. Целью работы является определение
функции одного из ключевых мотивов в романе Краули — мотива сна.
При рассмотрении моментов актуализации данного мотива в нескольких повествовательных линиях удалось выяснить, что возникновение этих моментов связано со спецификой физических и ментальных перемещений персонажей в художественном пространстве романа. Мир профанный (человеческий) не отделен в произведении от мира сакрального (фантастического) непроницаемой стеной, оба этих пласта находятся в едином физическом пространстве и имеют пограничные точки, позволяющие персонажам перемещаться из профанной области в сакральную и обратно. Возникновение в тексте указанных точек в большинстве случаев связано с актуализацией основных мотивов романа, в том числе мотива сна. Он, в различных своих вариациях, становится лиминальной зоной, которая способствует соприкосновению героев с пространством, ментально противопоставленным месту их постоянного обитания. Через эти соприкосновения и пересечение границ «странники» получают определенный опыт. Без него невозможно прохождение инициации, протосюжет которой лежит в основе жизненного пути большинства персонажей. Кроме того, инициация является важнейшей частью архетипической структуры всего романа, представляющей собой реконструкцию прамифа о возрождении волшебного народа. Мотив сна здесь также является и элементом самого прамифа.
Подводя итоги, можно сказать, что указанный мотив на различных уровнях выполняет в романе сюжетообразующую функцию.
При рассмотрении моментов актуализации данного мотива в нескольких повествовательных линиях удалось выяснить, что возникновение этих моментов связано со спецификой физических и ментальных перемещений персонажей в художественном пространстве романа. Мир профанный (человеческий) не отделен в произведении от мира сакрального (фантастического) непроницаемой стеной, оба этих пласта находятся в едином физическом пространстве и имеют пограничные точки, позволяющие персонажам перемещаться из профанной области в сакральную и обратно. Возникновение в тексте указанных точек в большинстве случаев связано с актуализацией основных мотивов романа, в том числе мотива сна. Он, в различных своих вариациях, становится лиминальной зоной, которая способствует соприкосновению героев с пространством, ментально противопоставленным месту их постоянного обитания. Через эти соприкосновения и пересечение границ «странники» получают определенный опыт. Без него невозможно прохождение инициации, протосюжет которой лежит в основе жизненного пути большинства персонажей. Кроме того, инициация является важнейшей частью архетипической структуры всего романа, представляющей собой реконструкцию прамифа о возрождении волшебного народа. Мотив сна здесь также является и элементом самого прамифа.
Подводя итоги, можно сказать, что указанный мотив на различных уровнях выполняет в романе сюжетообразующую функцию.