Деловые жанры в зеркале совизжальской литературы
Екатерина Юрьевна Савельева
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
171
2014-04-10
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Доклад
посвящен анализу и изучению совизжальских пародий на деловые жанры письменности.
В работе рассмотрены наиболее популярные прозаические и стихотворные пародийные
тексты XVI — XVII вв., рассмотрены их типы (юридические, церковные, календари и т. д.) и особенности. На примере нескольких текстов («Минуции совизжалове», «Статут» , «Адский сейм») также проанализированы приемы и элементы, с помощью
которых реализуется совизжальская пародия. Ими становится использование
юмористических мотивов, провокационных тем, создание в произведениях «мира наизнанку», а также поэтика гротеска.
Тезисы
В
XVI – первой половине XVII в. в польской литературе развивается литературное течение, которое имеет определенную
традицию в Европе, но в то же время является по-своему уникальным –
совизжальская литература. Она была
проводником идей низших слоев общества и имела огромное влияние на
развитие литературы этого периода. Кроме того, она вписывается в культуру
барокко, так как эта народно-городская литература характеризовалась похожими целями и принципами творчества.
Совизжальские авторы широко использовали прием пародии на документы и в прозаических, и в поэтических произведениях. Таким способом они бросали вызов миру, провоцировали его. Пародия была не только социальной, но в большей степени развлекательной. Основной задачей совизжалов являлось создание своего гротескного, фантастического, абсурдного мира. Таким образом, их пародия вырастает и в особую поэтику и философию.
Популярный у совизжалов прием – провокация. Они затрагивают в своих произведениях актуальные, но запрещенные темы. Вследствие этого появляются и новые герои произведений – люди, занимающие низшее положение в обществе, потусторонние существа и т. д.
Характерен для совизжалов специфический юмор, который ярко противоречит строгим канонам высокой литературы. Грубоватый комизм был понятен и близок простому читателю. Но в то же время он придавал изображению действительности большую реалистичность, в этих произведениях читатели видели своего современника.
Один из самых ценных элементов в создании пародии – поэтика гротеска. Иногда привычный мир не просто претерпевает изменения, а даже переворачивается с ног на голову – карнавализируется.
Совизжальские пародии на деловую письменность не оставляли без внимания ни одной стороны жизни. Именно в официальных документах содержалась наиболее полная, но искаженная панорама действительности. Таким образом, в литературу вошли новые реалии, проблемы и герои, которые были созданы с помощью нового художественного сознания и ракурса видения мира.
Совизжальские авторы широко использовали прием пародии на документы и в прозаических, и в поэтических произведениях. Таким способом они бросали вызов миру, провоцировали его. Пародия была не только социальной, но в большей степени развлекательной. Основной задачей совизжалов являлось создание своего гротескного, фантастического, абсурдного мира. Таким образом, их пародия вырастает и в особую поэтику и философию.
Популярный у совизжалов прием – провокация. Они затрагивают в своих произведениях актуальные, но запрещенные темы. Вследствие этого появляются и новые герои произведений – люди, занимающие низшее положение в обществе, потусторонние существа и т. д.
Характерен для совизжалов специфический юмор, который ярко противоречит строгим канонам высокой литературы. Грубоватый комизм был понятен и близок простому читателю. Но в то же время он придавал изображению действительности большую реалистичность, в этих произведениях читатели видели своего современника.
Один из самых ценных элементов в создании пародии – поэтика гротеска. Иногда привычный мир не просто претерпевает изменения, а даже переворачивается с ног на голову – карнавализируется.
Совизжальские пародии на деловую письменность не оставляли без внимания ни одной стороны жизни. Именно в официальных документах содержалась наиболее полная, но искаженная панорама действительности. Таким образом, в литературу вошли новые реалии, проблемы и герои, которые были созданы с помощью нового художественного сознания и ракурса видения мира.