Понятие греха в Библии и в гностическом учении Валентина
Анна Вячеславовна Желонкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2014-04-10
13:20 -
13:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается понятие греха в
Библии и в системе Валентина. Говоря о Библии, мы различаем источники P и J как
созданные в разное время и содержащие разные представления о происхождении мира
и человека. Соответственно, в докладе сравниваются три концепции греха: учение
Валентина, P и J. Обращает на себя
внимание схожесть гностической концепции с J и радикальное отличие от них
источника P.
Тезисы
Грехом, с
точки зрения христианства, называется нарушение норм бытия, установленных
Богом. В христианстве присутствует понятие первородного греха, который понимается
как личный проступок прародителей,
который имел своим последствием порчу человеческой природы. В гностических системах также
есть представление о грехе, хотя гностики говорили не столько о грехе, сколько
о катастрофе.
В учении
Валентина «грешит» София, самый младший и самый слабый эон. «Грех» Софии
обусловлен ее стремлением познать Отца напрямую, минуя посредство эонов,
находящихся между ней и Отцом. Таким образом, под грехом подразумевается
нарушение божественной субординации. Невыполнимость желания Софии приводит к
тому, что оно отсекается от нее и изгоняется за пределы божественного мира, а
между двумя мирами устанавливается непроходимая граница. Мир и человек
возникают в результате божественной ошибки.
В источнике J
(«яхвист», древнейший источник) история первородного греха Адама и Евы
оказывается похожей на гностическую. Люди, стремясь к познанию и уподоблению
Богу, нарушают запрет, что приводит к катастрофе: наказанию Адама и Евы и
изгнанию их из рая. Грехопадение Адама и Евы — это не нарушение иерархии (как в
случае с Софией), но вызов авторитету божества. После грехопадения также устанавливается
непреодолимая граница между раем и миром людей. Человечество несет в себе
порок, однако мир сам по себе не объявляется недоразумением.
Библейский
источник P («жреческий кодекс», более поздний источник) дает альтернативную
картину: созданные по образу Бога мужчина и женщина производят потомство,
причем дети наследуют божественный образ. Грехопадения и наказания нет. Нет также и непреодолимой границы между божественным и человеческим мирами. Зло в
источнике P присутствует в качестве развращения самих людей, однако природа человека
не является испорченной.
Таким
образом, в богословской концепции P мы находим реальную альтернативу
гностическим представлениям о грехе.