Еврейская средневековая нравоучительная литература (по рукописи из Первого собрания А. С. Фирковича, РНБ)
Дмитрий Игоревич Нилов
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2014-04-08
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад основан на самостоятельном прочтении и анализе
двух нравоучительных произведений, включенных в ранее не опубликованную еврейскую
рукопись (Ф. 946. Оп. 2. Ч. 1. № 294-295) из так называемого Первого собрания А. С. Фирковича, хранящегося в РНБ. Коллекция включает как караимские,
так и раввинистические тексты, собранные в 30 — 70-е гг. XIX в. Собрание
еврейских рукописей РНБ изучено, по всей видимости, недостаточно: например,
исследуемую нами рукопись брали всего один раз в 1993 г. Текст написан на мишнаитском еврейском языке. Опубликованных работ по данной рукописи выявить не удалось.
Тезисы
Исходя из формы и размера
филиграней можно определить, что бумага рукописи была изготовлена в Италии во второй
половине XV в. Имеется простая разлиновка листов:
нанесены только поля путем продавливания их острым предметом; писец предположительно пользовался для выравнивания
строк текста линиями верже. Текст, написанный на таком листе, не несет
эстетической нагрузки, поэтому, вероятно, тетрадь была написана для собственных
нужд. В пользу этого могут свидетельствовать меняющийся почерк, неаккуратные
исправления в тексте, отсутствие украшений и изменений длины букв для
выравнивания строк. Рядом с кустодами также присутствуют пометки писца в виде
череды галочек. Смысл этого знака не ясен, однако можно предположить, что таким
способом писец или переписчик подсчитывал количество предложений на страницах. За время написания тетради шрифт изменяется,
однако основной (по объему написанного) близок к ашкеназскому типу полукурсива
Раши. Основную
трудность в прочтении данной рукописи составляет почерк. Вероятно, текст был записан для собственных нужд, и поэтому писец не
уделял большого внимания чистописанию. По этой причине интерпретация целого ряда
слов затруднена. Исследуемая рукописная тетрадь
содержит 3 сочинения, первое из которых приписывается пророку Даниилу. Оно не имеет заглавия и логического начала. По-видимому,
тетрадион является частью сборника назидательных текстов.
«Притча о
богаче и его сыне» отделена от «Псевдо-Даниила» лишь отступом. Это типичная средневековая агада с обилием библейских аллюзий, прямых
цитат и довольно предсказуемым сюжетом. Рассказ не имеет
исторических прототипов, а все герои, включая цезаря и его генерала, являются вымышленными и общепринятыми
для большинства средневековых еврейских притч. Завершающая часть сборника
называется «Глава поста». Однако с талмудическим трактатом Таанит она не имеет ничего общего и, скорее, относится к жанру проповеди, где, опираясь на библейские
примеры, автор доказывает необходимость покаяния и
самоограничения.