Путевые записки караима Биньямина о путешествии из Крыма в Иерусалим в 1785-1786 гг. (по рукописи из Первого собрания А. С. Фирковича, РНБ)
Вероника Викторовна Махно
Докладчик
студент 5 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
кафедра библеистики
2014-04-08
13:40 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
Доклад основан на филологическом
анализе текста рукописи из коллекции Первого собрания А. С. Фирковича, хранящейся
в рукописном отделе РНБ (Ф. 946. Оп. 2. Ч. 1. №758). Предложен перевод текста на русский язык. Предпринимается попытка рассмотрения
этих путевых записок с исторической точки зрения с целью увидеть сквозь
призму текста реальные события, реальных людей, их взаимоотношения внутри караимской
общины Крыма и вне ее, проследить маршруты и пути, по которым двигались
участники описываемого автором события — паломничества из Крыма в Иерусалим
накануне русско-турецких войн.
Тезисы
Путевые записки составлены от
имени молодого человека по имени Биньямин
из караимской общины города Гезлев (ныне один из районов Евпатории).
Рукопись написана
на иврите, однако автор и, естественно, вся его община говорили на тюркском языке.
Предположительно языком караимов того региона, где была написана рукопись, является
крымчатский тюркский этнолект. Вследствие османского влияния на регион, в
котором проживал автор, в тексте имеется большое количество географических
названий поселений, городов, островов, а также названий некоторых вещей на турецком
языке.
Из текста
известно, что группу паломников составляли не только караимы, но также и представители Устного Закона - раббаниты. Предположительно дорога была достаточно
опасной (о чем автор неоднократно упоминает) или же требовала больших растрат,
вследствие чего караимы и раббаниты путешествовали вместе. Поэтому мы имеем возможность
проследить взаимоотношения их общин как в Крыму, так и в Иерусалиме.
Благодаря тексту можно проследить за реалиями жизни еврейского населения в позднеосманский
период: местами его обитания, системой запретов и разрешений.
Сам путь паломничества описан автором очень подробно, ведь
это было важным событием, т. к. в его организации были задействованы не только
лидеры еврейских, но также и христианских (греческих) общин.