Хроника Иоанна Зонары: проблема ритмической организации
Dmitriy Aleksandrovich Chernoglazov
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Греческий институт
2014-03-12
13:00 -
13:25
Ключевые слова, аннотация
Иоанн Зонара – выдающийся византийский
писатель XII в., автор
всемирной хроники. В настоящем докладе хроника анализируется с точки зрения ее
ритмической структуры. Делается попытка показать, что Зонара последовательно
соблюдает законы прозаического ритма и что это в значительной мере определяет
методы его работы над источниками.
Тезисы
Иоанн Зонара – византийский государственный деятель и
писатель первой половины XII в. Его «Сокращенная
история» – всемирная хроника, охватывающая период от Сотворения мира до 1118 г.
Будучи почти полностью компилятивной,
хроника все же является самобытным литературным памятником, отражающим идейные
позиции и литературные пристрастия автора. Зонара не копирует тексты
источников, как это делают многие другие хронисты, а подвергает их серьезной
идеологической и стилистической переработке.
В настоящем докладе делается попытка охарактеризовать
ритмическую структуру хроники. Лингвистический и литературоведческий анализ этого
текста проводился уже не раз, но с точки зрения ритмической организации его еще
никто не изучал. Между тем, этот аспект исследования представляется весьма
важным: законы прозаического ритма, не сформулированные ни в одном
теоретическом трактате, сохраняли свое значение на протяжении всего
византийского тысячелетия; на них в той или иной мере ориентировались все
византийские интеллектуалы.
Из текста хроники Зонары был выбран ряд отрывков, одни
из которых написаны Зонарой самостоятельно, а другие восходят к нарративным
источникам. Анализ ритмической организации этих отрывков приводит к следующим
основным выводам. Во-первых, Зонара следует ритмическим законам крайне
скрупулезно – процент «правильных» клаузул оказывается выше, даже чем в «Алексиаде»
Анны Комнины и в истории Иоанна Киннама, не говоря уже о большинстве всемирных
хроник; такие показатели характерны скорее не для историографии, а для
эпидейктического красноречия. Во-вторых, стремление Зонары к ритмической
стройности повествования определяет методы его работы над источниками: хронист
сознательно правит их тексты таким образом, чтобы увеличить количество
корректных клаузул.