Рефлексив в творчестве А. Аверченко
Людмила Владимировна Лукьянова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М.Кирова
241
2014-03-13
14:40 -
14:55
Ключевые слова, аннотация
В аннотируемом докладе рассматривается языковая рефлексия в рассказах и публицистике А. Аверченко. Основным объектом лингвистического анализа является лексический ярус рефлексива, позволяющий реконструировать своеобразие авторской позиции в оценке послереволюционной эпохи.
Тезисы
Мир литературного
произведения – это грань художественного целого, условно отделяемая от
словесного строя и в то же время творимая им. Анализ словесного строя в связи с
созданием сюжета, композиции, системы персонажей, с выражением автором темы и
идеи произведения возможен в различных аспектах. Языковая рефлексия писателя в
слове, представляющая собой высказывания, в которых факты языка / речи
подвергаются метаязыковой оценке, и определяемая в докладе как рефлексив,
является особым элементом эстетически организованного текста и может
рассматриваться в качестве специфического объекта лингвистического
исследования. В творчестве А. Аверченко можно выделить как рефлексивы субтексты
(фрагменты), так и рефлексивы – тексты, в которых представлены различные
субъекты метаязыковой деятельности (оценки): герой (ребенок, сумасшедший,
писатель и др.), повествователь, автор. Способы реализации языковой рефлексии
возможны как эксплицитные, имеющие определенную структуру и компоненты, так и
имплицитные, опирающиеся на так называемые нулевые метаоператоры и
преимущественно воплощенные в мотивах метаязыковой рефлексии. Основная функция
лексикорефлексии у А. Аверченко, на наш взгляд, не коммуникативная, а
концептуальная, т.е. отражающая эволюцию ценностной системы языковой личности,
ее мировоззренческие установки в социально и культурно неоднородном, меняющемся
мире. Таким образом, анализ составляющих, компонентов метаязыковой рефлексии,
ведет к авторской характеристике послереволюционной эпохи, разрушающей
традиции, уничтожающей связь времен и обреченной на крах. Предпринятый
лингвистический анализ опирается на корпус как широко известных рассказов
А. Аверченко (циклы «Нечистая сила», «Дюжина ножей в спину революции», «Кипящий
котел» и др.), так и на вновь вводимую в научный оборот избранную, не
переизданную в России, публицистику «короля смеха».