XLIII Международная филологическая научная конференция

Анализ средств и приемов создания образности в иностранной аудитории

Татьяна Борисовна Авлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

209
2014-03-14
16:55 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Смысловая структура художественного текста рассматривается как мотивационная основа функционально-семантического подхода к представлению лексического материала и базовых синтаксических конструкций. Художественное произведение рассматривается также с позиций выявления нарастающей сложности, структуры и культурологического наполнения текста.

Тезисы

При анализе речевых средств создания образа персонажа могут быть выявлены практически все стилевые и содержательные параметры. Прежде всего это специфика композиционно-речевых форм, приемы диалогизации, оценочность, лексико-грамматические особенности выражения личностного начала. Здесь находят отражение и внелингвистические характеристики, которые проявляются в речевой структуре текста. Каждый содержательный массив строится на базе закрепленных за ним лексических, синтаксических единиц, он формируется определенными речевыми стратегиями, выражается в определенных речевых действиях, имеет свои интонационные контуры. Не менее важны для читательского восприятия социально-этические, идейно-эстетические, мировоззренческие концепции автора. Из речевых особенностей читатель получает информацию о социально-психологических параметрах: его отношении к миру, характере мировосприятия, эмотивной сфере. Общую совокупность речевых характеристик в общем виде можно рассматривать как качественную определенность субъекта речи в тексте. Как известно в филологии есть ряд  разработанных категорий,  представляющих в тексте отражение личности автора. К ним относятся  в литературоведении и лингвистике  категория образа автора, открытая функциональной стилистикой категория авторского «я» и  категория языковая личность.
В качестве базовой категории антропоцентрического подхода к анализу текстовых явлений категория речевая личность,  более способна к продуктивному осмыслению стилеобразующей роли личностного начала применительно к миниатюре и рассказу. В научной литературе этот термин употреблялся не как категория, а как понятие, характеризующее разнообразные явления: это способы характеризации автором речевых и личностных параметров персонажей произведений, речевые характеристики персонажей.