Анализ средств и приемов создания образности в иностранной аудитории
Татьяна Борисовна Авлова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2014-03-14
16:55 -
17:10
Ключевые слова, аннотация
Смысловая структура художественного текста рассматривается
как мотивационная основа функционально-семантического подхода к представлению
лексического материала и базовых синтаксических конструкций.
Художественное произведение рассматривается также с позиций
выявления нарастающей сложности, структуры и культурологического наполнения
текста.
Тезисы
При анализе речевых средств создания
образа персонажа могут быть выявлены практически все стилевые и содержательные
параметры. Прежде всего это специфика композиционно-речевых форм, приемы
диалогизации, оценочность, лексико-грамматические особенности выражения
личностного начала. Здесь находят отражение и внелингвистические
характеристики, которые проявляются в речевой структуре текста. Каждый
содержательный массив строится на базе закрепленных за ним лексических,
синтаксических единиц, он формируется определенными речевыми стратегиями,
выражается в определенных речевых действиях, имеет свои интонационные контуры.
Не менее важны для читательского восприятия социально-этические,
идейно-эстетические, мировоззренческие концепции автора. Из речевых
особенностей читатель получает информацию о социально-психологических
параметрах: его отношении к миру, характере
мировосприятия, эмотивной сфере. Общую совокупность речевых характеристик в
общем виде можно рассматривать как качественную определенность субъекта речи в
тексте. Как известно в филологии есть ряд
разработанных категорий,
представляющих в тексте отражение личности автора. К ним относятся в литературоведении и лингвистике категория образа автора, открытая
функциональной стилистикой категория
авторского «я» и категория языковая
личность.
В качестве базовой категории антропоцентрического подхода к анализу текстовых явлений категория речевая личность, более способна к продуктивному осмыслению стилеобразующей роли личностного начала применительно к миниатюре и рассказу. В научной литературе этот термин употреблялся не как категория, а как понятие, характеризующее разнообразные явления: это способы характеризации автором речевых и личностных параметров персонажей произведений, речевые характеристики персонажей.
В качестве базовой категории антропоцентрического подхода к анализу текстовых явлений категория речевая личность, более способна к продуктивному осмыслению стилеобразующей роли личностного начала применительно к миниатюре и рассказу. В научной литературе этот термин употреблялся не как категория, а как понятие, характеризующее разнообразные явления: это способы характеризации автором речевых и личностных параметров персонажей произведений, речевые характеристики персонажей.