Коммуникативные статусы газетного текста
Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2014-03-14
14:20 -
14:40
Ключевые слова, аннотация
Аннотация
В работе вводится понятие коммуникативный статус текста: функциональное
назначение текста, осмысленное применительно к той или иной конкретной коммуникативной
ситуации, вписанной в координаты социального пространства времени. Обращается
внимание на принципиальное отличие речевой практики СМИ от других видов речевых
практик (литературно-художественная, научная и др.): осуществляется в публичной
сфере и принципиально открыта для каждого члена сообщества, является частью личной
речевой жизни каждого члена социума.
Тезисы
Принципиальное отличие речевой практики СМИ от других видов
речевых практик (литературно-художественная, научная и др.) состоит в том, что она
осуществляется в публичной сфере и принципиально открыта для каждого члена
сообщества. Речь, рождающаяся в СМИ, – это часть личной речевой жизни каждого
члена социума. Соответственно, тексты СМИ вписаны в той или иной степени в практическую,
неречевую жизнь общества. Вследствие этого значительная часть материалов газет
телевидения при создании и вхождении в публичный речевой массив жестко
привязаны к определённому моменту времени и определенному месту. В данном
случае мы имеем в виду социальное пространство-время, а не пространство-время
как категории физики.
Если мы рассматриваем газетный материал (то же относится к
радио и телевидению), сообщающий новость, то новостью он будет только в момент
своего появления и только в пространстве той страны, для жителей которых эта
информация актуальна. Для жителей другой страны этот текст может восприниматься
как простой информационный текст, не имеющий статуса новости. Но и здесь по
прошествии нескольких дней текст теряет статус новости.
Заметка, посвящённая продажности чиновника, в стране, где
чиновник работает, будет обвинением. В другой стране, она будет иметь статус
простого информационного текста. Через несколько десятков лет все тексты СМИ
получают статус когнитива, так как теряют связь с актуальным
пространством-временем.
Большинство текстов СМИ могут быть осмыслены и как
тексты-перформативы, поскольку они тесно вплетены в неречевую социальную
деятельность.
Представляется целесообразным ввести понятие коммуникативный
статус текста – функциональное назначение текста, осмысленное применительно к
той или иной конкретной коммуникативной ситуации, вписанной в координаты
социального пространства времени.