XLIII Международная филологическая научная конференция

Коммуникативные статусы газетного текста

Владимир Иванович Коньков
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

209
2014-03-14
14:20 - 14:40

Ключевые слова, аннотация

Аннотация В работе вводится понятие коммуникативный статус текста: функциональное назначение текста, осмысленное применительно к той или иной конкретной коммуникативной ситуации, вписанной в координаты социального пространства времени. Обращается внимание на принципиальное отличие речевой практики СМИ от других видов речевых практик (литературно-художественная, научная и др.): осуществляется в публичной сфере и принципиально открыта для каждого члена сообщества, является частью личной речевой жизни каждого члена социума.

Тезисы

Принципиальное отличие речевой практики СМИ от других видов речевых практик (литературно-художественная, научная и др.) состоит в том, что она осуществляется в публичной сфере и принципиально открыта для каждого члена сообщества. Речь, рождающаяся в СМИ, – это часть личной речевой жизни каждого члена социума. Соответственно, тексты СМИ вписаны в той или иной степени в практическую, неречевую жизнь общества. Вследствие этого значительная часть материалов газет телевидения при создании и вхождении в публичный речевой массив жестко привязаны к определённому моменту времени и определенному месту. В данном случае мы имеем в виду социальное пространство-время, а не пространство-время как категории физики. Если мы рассматриваем газетный материал (то же относится к радио и телевидению), сообщающий новость, то новостью он будет только в момент своего появления и только в пространстве той страны, для жителей которых эта информация актуальна. Для жителей другой страны этот текст может восприниматься как простой информационный текст, не имеющий статуса новости. Но и здесь по прошествии нескольких дней текст теряет статус новости. Заметка, посвящённая продажности чиновника, в стране, где чиновник работает, будет обвинением. В другой стране, она будет иметь статус простого информационного текста. Через несколько десятков лет все тексты СМИ получают статус когнитива, так как теряют связь с актуальным пространством-временем. Большинство текстов СМИ могут быть осмыслены и как тексты-перформативы, поскольку они тесно вплетены в неречевую социальную деятельность. Представляется целесообразным ввести понятие коммуникативный статус текста – функциональное назначение текста, осмысленное применительно к той или иной конкретной коммуникативной ситуации, вписанной в координаты социального пространства времени.