Топонимия Пермского края в современной мифологии
Юлия Анатольевна Шкураток
Докладчик
доцент
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
199
2014-03-14
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Интерес к прошлому своего региона и его топонимии зачастую удовлетворяется сочинениями писателей в жанре
фэнтези, националистической и неоязыческой мифологией, фолк-хистори и
пр. Доклад посвящен описанию и анализу процессов мифологизации топонимии Пермского края, в частности гидронимов, имеющих преимущественно финно-угорское происхождение, в Интернете, популярной литературе и общественно-культурной среде.
Тезисы
На многочисленных генеалогических, исторических, лингвистических, туристских и пр. ресурсах Интернета сегодня как никогда заметен интерес самых разных слоев населения к истории своего региона и его этническому прошлому, родному языку и его истории, к названиям рек, озер, населенных пунктов. Этот интерес зачастую удовлетворяется сочинениями писателей в жанре фэнтези, националистической и неоязыческой мифологией, фолк-хистори и пр.
«Переведенные» с искомого языка топонимы нередко служат доказательством древнейшего пребывания данного этноса на спорной территории и его «великого прошлого». Широко распространены в Интернете «этимологии» писателя С. Алексеева. В романе «Сокровища Валькирии» он пишет: «“Вишера” на древнеарийском языке означает “лежащая, вытянувшаяся от солнца”, а “Колва” могло быть переведено, как “звучащий круг” либо “круг звенящий”».
Отсутствие специальных знаний не помешали Ш. Хайдарову, бывшему сотруднику Академии наук Таджикистана, выпустить книгу «Следы арийской цивилизации в Прикамье». Информационное агентство «Фергана» пишет: «Авторами предложены гипотезы о том, что ряд топонимов Прикамья (Кунгур, Аспа, Ирень и другие) имеют иранское происхождение. Выход <...> книги о древних и современных связях таджиков и Пермского края имеет большое значение».
Начало XXI в. ознаменовались интересом к этническому прошлому края и его преломлению через призму идей этнофутуризма. В Пермском крае известна организация «КАМВА», проводящая одноименный фестиваль. Как пишут организаторы проекта, «в названии использовано мифологическое название уральской реки КАМА, состоящее из двух древних финно-угорских слов: КАМ – человек, шаман и ВА – вода». Между тем Камва нигде не зафиксировано.
Представленный перечень сомнительных работ не является исчерпывающим. Данные процессы в сферу непосредственных научных интересов топонимистов не входят. Очевидно, что при полном невмешательстве научно-образовательной среды сомнительная научная информация будут только упрочивать позиции.
«Переведенные» с искомого языка топонимы нередко служат доказательством древнейшего пребывания данного этноса на спорной территории и его «великого прошлого». Широко распространены в Интернете «этимологии» писателя С. Алексеева. В романе «Сокровища Валькирии» он пишет: «“Вишера” на древнеарийском языке означает “лежащая, вытянувшаяся от солнца”, а “Колва” могло быть переведено, как “звучащий круг” либо “круг звенящий”».
Отсутствие специальных знаний не помешали Ш. Хайдарову, бывшему сотруднику Академии наук Таджикистана, выпустить книгу «Следы арийской цивилизации в Прикамье». Информационное агентство «Фергана» пишет: «Авторами предложены гипотезы о том, что ряд топонимов Прикамья (Кунгур, Аспа, Ирень и другие) имеют иранское происхождение. Выход <...> книги о древних и современных связях таджиков и Пермского края имеет большое значение».
Начало XXI в. ознаменовались интересом к этническому прошлому края и его преломлению через призму идей этнофутуризма. В Пермском крае известна организация «КАМВА», проводящая одноименный фестиваль. Как пишут организаторы проекта, «в названии использовано мифологическое название уральской реки КАМА, состоящее из двух древних финно-угорских слов: КАМ – человек, шаман и ВА – вода». Между тем Камва нигде не зафиксировано.
Представленный перечень сомнительных работ не является исчерпывающим. Данные процессы в сферу непосредственных научных интересов топонимистов не входят. Очевидно, что при полном невмешательстве научно-образовательной среды сомнительная научная информация будут только упрочивать позиции.