Жанры европейской и восточной лирики в современной тюркоязычной поэзии
Эльвира Фирдавильевна Нагуманова
Докладчик
доцент
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Казанский (Приволжский) федеральный университет
15-о
2014-03-14
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматриваются особенности функционирования
канонических жанров европейских и
восточных литератур в современном национальном
историко-литературном процессе. Объектом
исследования становятся сонеты, танки и хокку, написанные представителями башкирской,
татарской и чувашской поэзии конца ХХ – начала ХХI вв. Выявляется национальная
идентичность стихотворений Р. Хариса, А. Тагировой, П. Эйзина и др. в диалоге с жанровыми традициями
европейской и восточной лирики.
Тезисы
Современные тюркоязычные поэты реализуют
структурно-содержательные возможности как традиционных жанров русской и европейских
литератур, так и восточной лирики, и в то же время раскрывают новые грани своей
национальной поэзии. Канонические жанры в национальном историко-литературном
процессе функционируют по-разному, как правило, трансформируются под влиянием
традиций принимающей стороны.
Многие современные национальные поэты обращаются к жанру сонета. В башкирской литературе особое место этот жанр занимает в лирике А. Тагировой, в татарской поэзии – в творчестве Р. Хариса.
А. Тагирова создает сонеты согласно общепринятым канонам, обращается и к более сложной форме – венок сонетов. «В нас кипит кровь Салавата», «Нет границ у любви», «Материнская тропа» являются образцами, полностью отвечающими требованиям данного жанра.
Татарский поэт Р. Харис именно жанру сонета «доверяет» свои философские раздумья о жизни, времени, мироздании. Поэт сохраняет определенную последовательность развития мысли, характерную для классических сонетов: тезис – антитезис – синтез – развязка. В сонетах Р. Харис стремится проникнуть в основу сущего, изобразить жизнь во всех ее проявлениях, уловить те сакральные ценности, которые живут в сознании татарского народа.
Многие поэты в конце ХХ века внедряют в национальные литературы традиционные формы японской поэзии (танка и хокку), в частности, татарский поэт Р. Файзуллин и чувашский поэт П. Эйзин.
Все эти поиски татарских, башкирских и чувашских поэтов в области форм стиха позволяют говорить об особом стремлении национальных писателей к реализации своих потенциальных возможностей через те формальные принципы, которые в определенной степени являются чуждыми для тюркоязычных литератур. Освоение мира другой литературы происходит в соответствии с их собственной национальной идентичностью.
Многие современные национальные поэты обращаются к жанру сонета. В башкирской литературе особое место этот жанр занимает в лирике А. Тагировой, в татарской поэзии – в творчестве Р. Хариса.
А. Тагирова создает сонеты согласно общепринятым канонам, обращается и к более сложной форме – венок сонетов. «В нас кипит кровь Салавата», «Нет границ у любви», «Материнская тропа» являются образцами, полностью отвечающими требованиям данного жанра.
Татарский поэт Р. Харис именно жанру сонета «доверяет» свои философские раздумья о жизни, времени, мироздании. Поэт сохраняет определенную последовательность развития мысли, характерную для классических сонетов: тезис – антитезис – синтез – развязка. В сонетах Р. Харис стремится проникнуть в основу сущего, изобразить жизнь во всех ее проявлениях, уловить те сакральные ценности, которые живут в сознании татарского народа.
Многие поэты в конце ХХ века внедряют в национальные литературы традиционные формы японской поэзии (танка и хокку), в частности, татарский поэт Р. Файзуллин и чувашский поэт П. Эйзин.
Все эти поиски татарских, башкирских и чувашских поэтов в области форм стиха позволяют говорить об особом стремлении национальных писателей к реализации своих потенциальных возможностей через те формальные принципы, которые в определенной степени являются чуждыми для тюркоязычных литератур. Освоение мира другой литературы происходит в соответствии с их собственной национальной идентичностью.