Календарная обрядность влахов (румын) долины Тимока
Наталия Геннадьевна Голант
Докладчик
научный сотрудник
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
Греческий институт
2014-03-13
13:25 -
13:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен календарной обрядности жителей влашских
(румынских) населенных пунктов на территории северо-восточной Сербии (с.
Шипиково общины Заечар, с. Шарбановац общины Бор) и северо-западной
Болгарии (г. Брегово, область Видин).
Тезисы
Материалы, представленные в докладе, были собраны
автором в ходе полевых исследований 2012 и 2013 гг. В докладе речь идет о
календарной обрядности жителей влашских (румынских) населенных пунктов
на территории северо-восточной Сербии (с. Шипиково общины Заечар, с.
Шарбановац общины Бор) и северо-западной Болгарии (г. Брегово, область
Видин); проводится ее сопоставление с обрядностью румын, живущих на
территории Румынии, а также сербов и болгар. Основное внимание уделяется
святочной обрядности и обрядности таких значимых для Карпато-Балканского региона праздников, как день св. Тоадера (Sântoáder), день св. Георгия (Sti Gheórghe) и день св. Димитрия (Sâmédru).
Для святочной обрядности тимокских влахов характерно, в частности,
внесение в дом, «кормление» и сжигание рождественского полена и ожидание
прихода первого гостя, который должен выполнить определенные действия
для того, чтобы в хозяйстве «велись» цыплята – обычаи, достаточно редко
встречающиеся у румын на территории Румынии, однако широко
распространенные у южных славян. Для обрядности дня св. Георгия
характерно заклание жертвенного ягненка – общебалканский обычай, который
на территории Румынии, однако, из обрядности этого дня практически
исчез. Обрядность некоторых праздников существенно различается у влахов,
живущих в сербской и болгарской части долины Тимока. Например,
характерным элементом обрядности дня св. Тоадера у жителей общины
Брегово (область Видин, Болгария) были ска́чки, в то время как у жителей
влашских сел на территории Сербии они отсутствуют. Также имеются
определенные различия в терминологической лексике, обслуживающей
календарную обрядность, что объясняется как внешним влиянием (сербским и
болгарским соответственно), так и наличием на территории
северо-восточной Сербии двух «влашских» говоров.