XLIII Международная филологическая научная конференция

Глубинное интервью как метод исследования прецедентных феноменов

Михаил Владимирович Золотарев
Докладчик
аспирант
Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

114
2014-03-13
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Настоящий доклад рассматривает возможность применения глубинного интервью для дискурс-анализа с целью изучения особых культурно нагруженных языков единиц - прецедентных феноменов. Будучи наименее стандартизированным методом исследования, глубинное интервью может служить одним из методов, применяемых на начальных этапах исследования, когда только формируются основные вопросы и гипотезы исследования.

Тезисы

Исследования в области устного дискурса требуют поиска оптимальных методик. Прецедентные феномены традиционно в отечественной лингвистике изучаются на материале письменных видов дискурса. Поле устной речи чаще всего остается мало изученным. Данный доклад предлагает к рассмотрению метод глубинного интервью как методику начального этапа лингвистического исследования.
Глубинное интервью как один из методов социологии считается наименее стандартизированным и представляет собой неформальную личную беседу, проводимую по заранее подготовленному плану. Глубинное интервью предполагает получение от респондентов развернутых ответов по интересующим исследователя вопросам. Полученные ответы могут служить первоначальной базой данных для дальнейшей разработки темы исследования на последующих этапах.
Данный доклад основывается на материале нескольких глубинных интервью, проведенных с носителями английского языка с целью выявления основных сфер-источников прецедентных феноменов современной американской молодежи. В результате проведенных интервью были получены данные, использованные в дальнейшем для формулировки основных гипотез исследования.
К недостаткам глубинного интервью как метода лингвистического исследования можно отнести сложность определения зависимых и независимых переменных, влияющих на выбор языковых средств. Выборка глубинных интервью достаточно мала в сравнении с другими методиками, такими как социологический опрос, что не позволяет исследователю делать какие-либо общие выводы без дополнительной обработки результатов.