Визуальность наказания в повести Роальда Даля «Чарли и Шоколадная фабрика»
Наталья Александровна Кокошникова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
кинозал
2014-03-14
18:40 -
19:20
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматривается фильм Тима Бертона и повесть Роальда Даля «Чарли и шоколадная фабрика» с точки зрения реализации в них темы насилия.
Визуальный потенциал повести провоцирует творцов визуальных искусств, находя свое воплощение в иллюстрациях и фильмах.
Даль изначально моделирует читательское восприятие. Следует за ним и Тим Бертон. Зритель-читатель подсознательно желает видеть персонажей наказанными. Автор, подчиняясь его желанию, передает полномочия наказать детей Вилли Вонке. Последний выступает в роли карающего Бога.
Тезисы
Тема насилия неоднократно возникает на страницах
произведений Роальда Даля, написанных им для детей. Критики обвиняли писателя в
излишней жестокости, говорили о «садистских нотках». Многие сказки Даля были
экранизированы. Нам кажется это
закономерным, потому что визуальность заложена в самом тексте произведений
Даля. Почти все «детские» книги Даля иллюстрированы одним художником –
Квентином Блейком. Это «истории в
картинках». Большинство иллюстраций предваряются
своеобразными «маячками»: глаголами зрительного восприятия,
указательными местоимениями, «визуализирующими» существительными.
Эти «маячки» свидетельствуют о визуальном потенциале
произведения, который провоцирует творцов визуальных искусств, находя свое
воплощение в иллюстрациях и фильмах.
В статье рассматривается фильм Тима Бертона «Чарли и шоколадная фабрика» с точки
зрения реализации в нем темы насилия. Кроме одного положительного ребенка Чарли,
в фильме (как и в повести) есть еще четыре отрицательных персонажа. Даль помещает
в начале произведения список персонажей с их отрицательными характеристиками,
изначально моделируя читательское восприятие. Вслед за ним и Тим Бертон не
добавляет им ни одной положительной
черточки: зритель подсознательно желает видеть персонажей наказанными. Автор, подчиняясь
желанию зрителя-читателя, передает
полномочия наказать этих детей Вилли Вонке.
Что это: насилие или попустительство? Насилие или
случайность? Некоторые исследователи
творчества Даля определяют роль Вилли Вонки
в повести как равнозначную Божией: только Бог может контролировать еду,
а значит и жизнь. Следовательно, никто не может осуждать Бога, когда он карает
грешников.
К чему ведет это наказание? К визуальным изменениям в
облике персонажей. Но словесного рассказа об изменениях и не требуется – такое наказание
достаточно.