Специфика женского образа в поэзии Элисаветы Багряны
Ирина Николаевна Смирнова
Докладчик
аспирант
Институт славяноведения РАН
Институт славяноведения РАН
4-У
2014-03-12
15:20 -
15:40
Ключевые слова, аннотация
Женский образ в поэзии Элизаветы Багряны имеет свою специфику. На творчество поэтессы влияла эпоха, предшествующая литературная традиция, как болгарская, так русская и европейская, и её собственная судьба. В работе предпринимается попытка классифицировать женские образы в поэзии Э. Багряны, объяснить их появление и то, как они соотносятся между собой.
Тезисы
Элисавета
Багряна в начале творческого
пути начала с защиты женщины от ретроградства, хотя
это не говорит о том, что поэтессу волнует исключительно духовное бытие. Новое в её поэзии – не отрицание материального, как у Яворова или Блока. Она во многом следует традициям русского
акмеизма (например, ахматовского). Героиня одухотворяет окружающие её вещи своим
взглядом на них и их восприятием.
Женский образ у Багряны строится на видении самой себя как в воображаемом, так и в документальном, автобиографическом ключе. Женщина-возлюбленная переживает любовные драмы, меняет множество масок, страдает от патриархальной действительности или, наоборот, раскрепощается. Женщина-мать видит в детской колыбельке центр своего мира, превращается в носителя патриархальных устоев, которые, тем не менее, не калечат ничью индивидуальность, а только помогают проверенной веками народной мудростью. Но там, где присутствует важная для поэтессы тема брака по принуждению, возникает образ мачехи, очень близкий к фольклорному. Мачеха – злая, равнодушная, способная изломать жизнь падчерицы. Наоборот, при появлении у Багряны образа матери нет насмешки и отрицания патриархальности. Поэтесса словно забывает о своей эмансипированности, отрицании традиционных ценностей и противопоставлении им свободы человеческого самовыражения. Мать для неё – понятие святое, без него погибнет Болгария. Образ матери распадается у Багряны на три. Кроме земного воплощения это также Богородица – образ идеального материнства 0Ц и родина.
Женский образ у Багряны опирается на несколько столпов: один из них – любовь, другой – осознание себя через обращение к предкам и родине. У Багряны иная, нежели в предшествующей болгарской литературе, парадигма образов. «Я и возлюбленная», «Я и мать», + «Я – мать» и (остающееся неизменным) «Я и родина». Со временем женские образы у Багряны становятся менее фольклорными и приобретают индивидуальность.
Женский образ у Багряны строится на видении самой себя как в воображаемом, так и в документальном, автобиографическом ключе. Женщина-возлюбленная переживает любовные драмы, меняет множество масок, страдает от патриархальной действительности или, наоборот, раскрепощается. Женщина-мать видит в детской колыбельке центр своего мира, превращается в носителя патриархальных устоев, которые, тем не менее, не калечат ничью индивидуальность, а только помогают проверенной веками народной мудростью. Но там, где присутствует важная для поэтессы тема брака по принуждению, возникает образ мачехи, очень близкий к фольклорному. Мачеха – злая, равнодушная, способная изломать жизнь падчерицы. Наоборот, при появлении у Багряны образа матери нет насмешки и отрицания патриархальности. Поэтесса словно забывает о своей эмансипированности, отрицании традиционных ценностей и противопоставлении им свободы человеческого самовыражения. Мать для неё – понятие святое, без него погибнет Болгария. Образ матери распадается у Багряны на три. Кроме земного воплощения это также Богородица – образ идеального материнства 0Ц и родина.
Женский образ у Багряны опирается на несколько столпов: один из них – любовь, другой – осознание себя через обращение к предкам и родине. У Багряны иная, нежели в предшествующей болгарской литературе, парадигма образов. «Я и возлюбленная», «Я и мать», + «Я – мать» и (остающееся неизменным) «Я и родина». Со временем женские образы у Багряны становятся менее фольклорными и приобретают индивидуальность.