Эмблематика Симеона Полоцкого: единство в многообразии
Мария Дмитриевна Карманова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
213
2014-03-13
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Творчество Симеона Полоцкого стало
основой для развития эмблематики как
особого явления в русской культуре
конца XVII – начала XVIII века. В его
произведениях эмблема появляется как
в своей канонической форме, включающей
в себя девиз, изображение и поясняющую
подпись, так и в виде текстов, не имеющих
изобразительного компонента, но
построенных по сходному принципу. Сюжеты
эмблем заимствовались из различных
источников и представали в различной
форме, от двустишия до развернутого
описания, в творчестве Симеона они
объединены творческим замыслом,
выражающим целостную позицию автора.
Тезисы
Тексты Симеона Полоцкого заложили
основу для развития эмблематики в
русской культуре. В научной литературе
существует анализ отдельных стихотворений
Симеона (И. Еремин, А.
Хипписли, Б. Уленбрух) и дана их общая
характеристика (Л. Сазонова). Однако
следует рассмотреть эмблематику как
структурообразующий принцип творческого
мышления Симеона.
Эмблема – жанр литературы барокко, соединяющий текст и изображение в трехчастной структуре (девиз, изображение, поясняющая подпись). В европейской литературе каноническая форма эмблемы закрепилась после появления сборника эмблем «Emblematum Liber» А.Альциати (1531 г) и получила широкое распространение.
Анализ текстов Симеона Полоцкого убеждает в том, что эмблема для него – не только жанр, усвоенный из европейской литературы, эмблематичность – свойство его мышления, структурообразующий принцип текстов, воплощающийся в разных литературных формах.
«Каноническая» эмблема, присутствующая в сборнике «Трены», описана Л. И. Сазоновой. В «Вертограде многоцветном» эмблематические стихотворения представлены в различных композиционных формах – от двустиший до развернутых описаний, обладающих сложной структурой. Элементы эмблематики есть и в прозаических произведениях Симеона («Жезл Правления», «Обед душевный»).
Источники его эмблематических стихотворений могли быть различными (эмблематические книги, латиноязычные сборники проповедей). Но при кажущейся формальной и содержательной разнородности эмблематические тексты Симеона Полоцкого объединены целостной позицией автора - показать читателю многообразие окружающего мира, возможности выражения одного и того же смысла в различных формах и наличия множества толкований (в том числе индивидуально-авторских) одного символа.
Особое значение эмблематические тексты приобрели в первой половине XVIII века, в период радикальной перестройки культуры. Но прагматика эмблемы и её место в культуре в этот период существенно отличались от картины, которую мы видим в творчестве Симеона Полоцкого.
Эмблема – жанр литературы барокко, соединяющий текст и изображение в трехчастной структуре (девиз, изображение, поясняющая подпись). В европейской литературе каноническая форма эмблемы закрепилась после появления сборника эмблем «Emblematum Liber» А.Альциати (1531 г) и получила широкое распространение.
Анализ текстов Симеона Полоцкого убеждает в том, что эмблема для него – не только жанр, усвоенный из европейской литературы, эмблематичность – свойство его мышления, структурообразующий принцип текстов, воплощающийся в разных литературных формах.
«Каноническая» эмблема, присутствующая в сборнике «Трены», описана Л. И. Сазоновой. В «Вертограде многоцветном» эмблематические стихотворения представлены в различных композиционных формах – от двустиший до развернутых описаний, обладающих сложной структурой. Элементы эмблематики есть и в прозаических произведениях Симеона («Жезл Правления», «Обед душевный»).
Источники его эмблематических стихотворений могли быть различными (эмблематические книги, латиноязычные сборники проповедей). Но при кажущейся формальной и содержательной разнородности эмблематические тексты Симеона Полоцкого объединены целостной позицией автора - показать читателю многообразие окружающего мира, возможности выражения одного и того же смысла в различных формах и наличия множества толкований (в том числе индивидуально-авторских) одного символа.
Особое значение эмблематические тексты приобрели в первой половине XVIII века, в период радикальной перестройки культуры. Но прагматика эмблемы и её место в культуре в этот период существенно отличались от картины, которую мы видим в творчестве Симеона Полоцкого.