Проблемы формирования межкультурной компетенции студентов в рамках занятий по иностранному языку в дистанционной форме
Надежда Валерьевна Черняк
Докладчик
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-15
12:00 -
12:15
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен рассмотрению межкультурной компетенции
студентов, полученной в результате дистанционного обучения. Выявлена и
обоснована необходимость проведения сравнительного исследования формирования
межкультурной компетенции студентов в рамках занятий по иностранному языку в
очной форме и дистанционной. На основе проведенного экспериментального
рандомизированного исследования автором будут предложены практические
рекомендации по использованию ИКТ в языковом курсе, нацеленном на развитие
межкультурной компетенции.
Тезисы
С появлением большого числа дистанционных курсов,
нацеленных на развитие межкультурной компетенции, встает вопрос о влиянии информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) на процесс и результат методического воздействия на данную
компетенцию. Перенесение обучения в виртуальную среду обусловило необходимость
выявления специфики межкультурной компетенции студентов, полученной в
результате дистанционного обучения.
Гипотеза о качественном отличии межкультурной
компетенции, полученной в ходе дистанционного обучения, от межкультурной
компетенции, полученной в ходе очного обучения, основана на ряде научных
исследований. С одной стороны, исследования в области психологии
свидетельствуют, что идентичность и виртуальная идентичностью индивида не
тождественны. С другой стороны, компьютерная лингводидактика выделяет отличия
методики очного обучения от дистанционного, что неизбежно влияет на процесс и результат
формирования межкультурной компетенции. Наконец, теоретические исследования в
области моделирования структуры межкультурной компетенции позволяют сделать
предварительное заключение о существовании различий в ее структуре при очном и
при дистанционном обучении.
Недооценка преподавателем особенностей межкультурной
дидактики при работе в дистанционной форме может привести к ряду проблем.
Например, в результате удаленного обучения межкультурная компетенция студента
может получить недостаточно развитые аффективный и поведенческий компоненты. В
таком случае межкультурная компетенция студента будет ограничиваться усвоенными
знаниями и не будет проявляться в его установках и поведении.
Для составления
практических рекомендаций по использованию ИКТ в языковом курсе, нацеленном на
развитие межкультурной компетенции, необходимо провести сравнительное
исследование. Предлагаемое экспериментальное исследование необходимо для
установления влияния такого фактора, как форма обучения, на структуру и
качество получаемой на выходе межкультурной компетенции.