XLIII Международная филологическая научная конференция

Проблемы формирования межкультурной компетенции студентов в рамках занятий по иностранному языку в дистанционной форме

Надежда Валерьевна Черняк
Докладчик
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 6, Административный корпус
2014-03-15
12:00 - 12:15

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению межкультурной компетенции студентов, полученной в результате дистанционного обучения. Выявлена и обоснована необходимость проведения сравнительного исследования формирования межкультурной компетенции студентов в рамках занятий по иностранному языку в очной форме и дистанционной. На основе проведенного экспериментального рандомизированного исследования автором будут предложены практические рекомендации по использованию ИКТ в языковом курсе, нацеленном на развитие межкультурной компетенции.

Тезисы

С появлением большого числа дистанционных курсов, нацеленных на развитие межкультурной компетенции, встает вопрос о влиянии информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на процесс и результат методического воздействия на данную компетенцию. Перенесение обучения в виртуальную среду обусловило необходимость выявления специфики межкультурной компетенции студентов, полученной в результате дистанционного обучения. Гипотеза о качественном отличии межкультурной компетенции, полученной в ходе дистанционного обучения, от межкультурной компетенции, полученной в ходе очного обучения, основана на ряде научных исследований. С одной стороны, исследования в области психологии свидетельствуют, что идентичность и виртуальная идентичностью индивида не тождественны. С другой стороны, компьютерная лингводидактика выделяет отличия методики очного обучения от дистанционного, что неизбежно влияет на процесс и результат формирования межкультурной компетенции. Наконец, теоретические исследования в области моделирования структуры межкультурной компетенции позволяют сделать предварительное заключение о существовании различий в ее структуре при очном и при дистанционном обучении. Недооценка преподавателем особенностей межкультурной дидактики при работе в дистанционной форме может привести к ряду проблем. Например, в результате удаленного обучения межкультурная компетенция студента может получить недостаточно развитые аффективный и поведенческий компоненты. В таком случае межкультурная компетенция студента будет ограничиваться усвоенными знаниями и не будет проявляться в его установках и поведении. Для составления практических рекомендаций по использованию ИКТ в языковом курсе, нацеленном на развитие межкультурной компетенции, необходимо провести сравнительное исследование. Предлагаемое экспериментальное исследование необходимо для установления влияния такого фактора, как форма обучения, на структуру и качество получаемой на выходе межкультурной компетенции.