XLIII Международная филологическая научная конференция

Концепция образа художника в романе Эдуарда Мёрике «Художник Нольтен»

Инара Язеповна Саулевича
Докладчик
докторант
Даугавпилский университет

191
2014-03-14
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В 1832 году был опубликован единственный роман Мёрике «Художник Нольтен». Изображенный мир в романе – зто не светлый мир муз и творящего духа, характерного для раннего романтизма, это больше напоминает «Эликсиры дьявола» Гофмана, с героями, не находящими себе места в этом мире. В романе важен мотив судьбы. Главный герой романа – художник Теобальд Нольтен. Главная тема романа – не развитие Нольтена, а его внутренняя борьба с заранее определенной силой рока и осознание своих ограниченных возможностей и зависимости от законов вселенной.  

Тезисы

1. Трагизм отображенного конфликта между свободной волей протагониста и его обязанностями. Воля героя (wollen) только кожущаяся свободной и благосклонной противоречит обязанностям героя. Каждая вспышка его воли предопределена судьбой, таким образом свободная воля модифицируется в обязанность (sollen). Значимая связь образуется между такими жизненными реалиями как воля – судьба, судьба – время.
2. Сила злого рока, фатализм. Развитие главного героя обрывается в середине романа. Причиной внутреннего перелома послужила фатальная обреченность, что в последствии вызвало трагическую гибель художника.
3. Концепция времени. Конфликты героев основываются на том, что они находятся в разном временном пространстве. Протагонист – отрицает возможность гармоничной среды и живет «в прошлом». Прогресс становится регрессом. Динамичное движение вперед не возможно и вектор действия сломлен. Изображается прошлое, которое продолжает жить в настоящем и разрушает внутренний мир героев. Друг Нольтена – актер Ларкенс живет в вымышленном настоящем. Созданный им субьективный мир заменяет ему реальный, игра становится жизнью. Невеста Нольтена Агнес живет в обреченном будущем. Таким образом между собой сталкиваются три временных вектора.