«Дом на холме» Ч. Павезе: проблема ангажированности интеллигенции в итальянской послевоенной литературе
Екатерина Смагина
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2014-03-13
12:30 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Статья посвящена творчеству
Чезаре Павезе в контексте итальянской литературы после второй мировой войны. Выделяются
и описываются характерные особенности литературного течения, получившего
название «неореализм», а также проблема ангажированности творческой интеллигенции,
ставшая необычайно актуальной в послевоенные годы. Автор показывает, какое
отражение получила эта проблема в повести Павезе «Дом на холме» – своеобразном
манифесте интеллигента, стоящего вне политической борьбы.
Тезисы
1) Итальянский неореализм стал важным
культурным и литературным явлением ХХ века, не только осветившим актуальные проблемы общества,
но и предложившим пути их решения. Главными темами творчества неореалистов
стали вторая мировая война, движение Сопротивления и противостояние фашистскому
режиму в Италии.
2) В условиях напряженной
политической борьбы роль писателя решительно пересматривалась: была осознана
его ангажированность, личная причастность ко всему, что происходило в обществе.
В послевоенные годы в Италии возникает термин «ангажированная литература», т.е. призванная служить
общественным интересам.
3) Чезаре Павезе отразил опыт Сопротивления в
повести «Дом на холме». В ней очень остро стоит вопрос личной причастности интеллигенции к драматическим
событиям в стране. Однако, в отличие от писателей-неореалистов, Павезе не дает
на него однозначного ответа.
4) Герой Павезе – учитель, интеллигент,
который всегда жил в собственном мире, однако война призвала его определиться со своим общественным долгом и
принять участие в борьбе за какой-либо политический идеал. При этом политика чужда ему,
а борьба означает неизбежный контакт со злом. Неспособность принять участие в вооруженной борьбе
переживается героем как личная драма, как внутренний конфликт, которому нет разрешения.
5) «Дом на холме» не похож на
литературные произведения послевоенных лет, в которых воспевалась вера в идеалы героического Сопротивления. Отказавшись от
предвзятой, идеологизированной точки зрения, автор изображал не бестрепетного героя, а живого
человека, которому не чужды ни страх, ни сострадание к врагам.
6) Подобная позиция автора вызвала
неодобрение большинства читателей. Лишь немногие критики заметили, насколько правдива эта повесть – не только как литературное произведение,
но и как
человеческий документ. Спустя полвека
можно смело утверждать, что «Дом на холме» – одно из лучших произведений
итальянской послевоенной литературы.