Память культуры в действии: канон, архив их использование и переосмысление
Ася Георгиевна Рогова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
201
2014-03-11
16:30 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
Проблема памяти общества – памяти культуры широко обсуждается в рамках
различных дисциплин с конца XX в. В настоящее время наибольший интерес для
исследования представляет связь между памятью нации, определением национальной
идентичности, «lieux de mémoire»,
и динамикой памяти. Литература, как наиболее важная составляющая памяти
культуры и процесса ее созидания, сохраняет связь между прошлым и настоящим,
передает ее ценности (канон и архив), участвует таким образом в создании
национальной идентичности.
Тезисы
Проблема памяти общества – памяти культуры, сохраняющей
совокупный опыт индивидов и групп, ее уровней, функционирования, осуществления
широко обсуждается в рамках различных дисциплин с конца XX
в.
В настоящее время наибольший интерес для исследования
представляет связь между памятью нации и определением национальной
идентичности, «lieux de mémoire»
во всем их многообразии, и динамикой памяти (отражающей их создание,
существование, исчезновение). С явным сдвигом приоритетов в сторону динамики,
совпавшим с более масштабным – от рассмотрения артефактов как таковых к их
бытованию, производимому ими влиянию и его осмыслению в современном контексте.
Неоценима роль литературы, как одной из наиболее важных
составляющих памяти культуры и процесса ее созидания, сохраняющей связь между
прошлым и настоящим и передающей ее ценности, участвуя таким образом в
созидании национальной идентичности.
Сохранение ценностей регламентировано двумя категориями –
каноном, или избранными шедеврами, непреходящая ценность которых для нации не
подвергается сомнению; и так называемым архивом, содержащим более широкий круг
текстов, которые не удостоились столь высокой оценки, но могут быть интересны и
полезны.
Западный литературный канон переживает поколения, однако он
более открыт и подвержен изменениям, нежели религиозный. Это, как и его
устойчивость, служит его сохранению, так как статичность, отсутствие постоянной
востребованности и переосмысления привели бы к последней стадии динамического
процесса памяти – забвению. Соответственно, наиболее плодотворными для
сохранения канона становятся переломные исторические моменты, когда неизбежно
переосмысление и переоценка существующей системы ценностей, а следовательно, и
обращение к национальной памяти, сохраняющей опыт предшественников. Одна из
наиболее ярких тому иллюстраций – сопровождавшееся длительными бурными
дискуссиями и ожесточенными спорами переосмысление канона английского
романтизма в конце XX – начале XXI
вв.