Жанр Memento mori в средневековой немецкой литературе
Анжелика Игоревна Васкиневич
Докладчик
доцент
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
Балтийский федеральный университет им. И. Канта
201
2014-03-11
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается жанр Memento mori в немецкой средневековой литературе на примерах
сочинений аббата Ноткера (XI в.) и Генриха фон Мелька (XII в.). Прослеживается влияние
христианской идеи отречения от мира, клюнийской реформы, проникшей в Германию
через монастырь Хирзау, на формирование жанра Memento mori. Основное внимание уделяется центральному для этого жанра образу
Страшного суда. Поднимается вопрос о проблеме миннезанга в контексте данной
традиции.
Тезисы
Жанр Memento mori складывается в рамках традиции литературы о презрении
к миру. На развитие этой литературы повлияли идеи клюнийской реформы, проникшие
в Германию через монастырь Хирзау. Философия
отречения от мира является основой жанра Memento mori. Около 1070 г.
алеманский аббат Ноткер из монастыря Цвифальтен, поддерживавшего реформы
Хирзау, создает первое сочинение в жанре Memento mori, поучительное стихотворное произведение, призывающее к аскетизму и
отречению от мира. В первой части автор напоминает мужчинам и женщинам о
бренности земного существования о вечном блаженстве или проклятии. Центральное
место занимает образ Страшного суда. Вторая часть представляет собой
аллегорическое изображение ослепления человека преходящим миром и осуждение
этого мира, поскольку этот мир обманчив. Сочинение Генриха фон Мелька «О
всеобщей жизни и напоминание о смерти» («Von dem gemeinen leben und des todes gehügede», ок. 1160) продолжает развитие жанра Memento mori. В первой части показывается греховность всех сословий, а во второй
создается яркий образ бренности всего мирского и греховной сущности земного
мира, после чего следует призыв к покаянию. Мысль о Страшном суде является
определяющей и для идейно-образной структуры этого произведения. В сочинении
Генриха фон Мелька производится негативная оценка миннезанга с точки зрения
христианской философии.