Эстетическая функция лексемы белый (на материале лирической песни)
Юлия Александровна Кожаева
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
241
2014-03-14
11:20 -
11:35
Ключевые слова, аннотация
The concept of beauty in the lyrical
songs often explicated through tcvetooboznachenija. Kolorativy in folklore
texts have not only the nominative, but also an aesthetic function.
Polysemantic white is the most frequency kolorativom language lyric song. In
stable combinations, such as white face, white hands, and others verbalized
national poetic ideal of beauty. Images associated with the white color, occupy
an important place in the system of semantic and stylistic and lyrical songs
are one of the means of expression of the beauty of the world.
Тезисы
Понятие
красоты многозначно. До сих пор не существует общепринятой дефиниции понятия красота. «В древней Руси „свет“ был абсолютной ценностью и носителем абсолютной красоты» [Д. С.
Лихачев, 1985,263]. По представлениям древних мыслителей «самое простейшее
проявление красоты как света – это привлекательность ярких красок и блеска,
лучезарность» [В. В. Бычков, 1995,357]. Свет и цвет – важное организующее начало
фольклорной поэтической системы. Колоративы в фольклорном тексте обладают не только номинативной, но и эстетической
функцией. Визуальные эпитеты со временем теряют свое цветовое значение,
приобретая новую функцию – создать оценочную характеристику. Лексема белый, помимо основного номинативного
значения цвета, а также эмоционально-экспрессивного, оценочного, символического
созначений, вербализует и другую смысловую составляющую. В устойчивых
сочетаниях, таких как белое лицо, белые руки и др. вербализован народнопоэтический идеал красоты. Полисемант
белый является наиболее частотным
колоративом в языке лирической песни. Образы, связанные с белым цветом,
занимают важное место в семантико-стилистической системе лирической песни и
являются одним из средств выражения красоты мира.