XLIII Международная филологическая научная конференция

Автобиографический дискурс в прозе П. Остера

Наталия Владимировна Киреева
Докладчик
профессор
Благовещенский государственный педагогический университет

190
2014-03-14
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен специфике функционирования автобиографического дискурса в творчестве современного американского писателя Пола Остера, в первую очередь, в его нехудожественной прозе.

Тезисы

Автобиографический дискурс выступает одной из доминант прозы П. Остера, принимая в его произведениях различные формы. Это и специфически организованный целостный нарратив, обращенный к осмыслению собственной идентичности («Изобретение одиночества», 1982;  «Впроголодь», 1997). Это  и постмодернистская «автобиография как критика», в которой интеллектуальная продукция по осмыслению своего и чужого творчества публикуется под одной обложкой с автобиографическими историями и интервью («Искусство голода», 1993; «Красная тетрадь», 1995). Это и различные элементы автобиографизма, выявляемые в художественной прозе Остера, когда события писательской биографии становятся сюжетными элементами большинства его романов, в качестве продуктов, созданных персонажами, фигурируют собственные произведения писателя, отрывки из нехудожественной прозы писателя превращаются в материал для биографий его героев и т.п. Анализ жанровой природы первой – «настоящей» – автобиографии Остера, которой может считаться «Изобретение одиночества», убеждает читателя, что рамки традиционного автобиографического нарратива писателем раздвигаются, конвенции жанра трансформируются, и проблематизируемые во многих образцах автобиографии границы между реальным и вымышленным, автором и героем размываются Остером еще сильнее. В докладе анализируется, как и почему это происходит.