«Одержимость» памятью как дар Божий (в повести «Одержимый» Ч. Диккенса)
Рената Ришатовна Горошкова
Докладчик
ассистент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
191
2014-03-15
11:30 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Мотив памяти является одним из циклообразующих в рождественских повестях Ч. Диккенса 1840-х годов. В последней пятой – «Одержимый или сделка с призраком» – этот мотив становится лейтмотивом. Он орнаментально организует форму текста и образует его содержание, как бы закругляя цикл (круг) повестей, выходящих к Рождеству, подытоживая этические идеи Диккенса (о смысле празднования Рождества Христова) и его эстетические взгляды (музыка и музыкальность как авторский способ создания произведения, проникающий во все уровни текста: жанровый, стилистический, нарратологический и – вновь – идейный).
Тезисы
Пять рождественских повестей Ч. Диккенса 1840-х годов – «Рождественская песнь в прозе», «Колокола», «Сверчок за очагом», «Битва жизни» – можно назвать единым циклом, найдя в них циклообразующие признаки, поверхностные (например, календарность выхода повестей) и глубинные (форма, мотивы, идеи). Мотив памяти можно отнести к главным признакам цикличности упомянутых произведений: в каждой повести акцент на важности понятий «помнить», «память», «воспоминания» очевиден и указывает, в том числе, и на символическое значение празднования Рождества Христова - праздника, когда люди вспоминают рождение Богомладенца. В последней же повести из цикла - «Одержимый или сделка с призраком» мотив памяти становится сюжетообразующим: события начинают разворачиваться именно тогда, когда к главному герою ученому мистеру Редлоу приходит Дух, имени у которого нет, но его смело можно назвать Духом Памяти. Незваный гость предлагает ему Дар – вычеркнуть все воспоминания о нанесенных обидах, а именно они мучают ученого темными ночами, ввергая его в уныние – смертный грех для любого христианина. Эта сделка с представителем потустороннего мира (а в этой повести мы до конца не можем понять, каким именно силам – темным или светлым – служит этот Призрак) приводит к тому, что лишение памяти для Редлоу означает потерю способности чувствовать, а точнее – сочувствовать. Ученый понял, что, потеряв давным давно всех своих родных и близких, только теперь, приняв Дар, он стал по-настоящему одинок, потому что впредь страдание и боль других людей не вызывают в нем никакого чувства. Важная деталь: стал главный герой равнодушен и к звучаниям любой музыки, которая стала для него лишь набором ничего не значащих звуков, но именно музыка, а точнее рождественские напевы – напевы гимнов, славящих рождение Богомладенца, который завещал прощать обиды, а не забывать их, возвращают мистеру Редлоу память.