Идейно-художественные особенности романа Веслава Мысливского «Трактат о лущении фасоли»
Елена Викторовна Гук
Докладчик
аспирант
нет
нет
198
2014-03-12
19:00 -
19:30
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматриваются
идейно-художественные и жанровые особенности романа Веслава Мысливского
«Трактат о лущении фасоли». «Трактат», как и другие романы писателя, обладает
не только сюжетной оригинальностью, но также выходит за рамки жанровой
классификации. Благодаря философско-психологической направленности,
произведение поднимает вопросы классового, общенационального и
общечеловеческого характера.
Тезисы
Веслав Мысливски (1932) – польский
прозаик, драматург – является одним из самых известных представителей
крестьянского течения в современной польской литературе. Однако, названный
критиками «писателем села», В. Мысливский не только отображает внешние факторы
деревенской жизни, но и подвергает глубокой рефлексии основные проблемы
человеческой экзистенции, обращает внимание на психологию и неповторимый способ
мышления и мировоззрения представителей крестьянской среды.
Роман «Трактат о лущении фасоли» (2006), в настоящий момент является последним произведением автора. Уже само слово «трактат» (с латинского «подвергнутый рассмотрению»), вынесенное автором в заглавие, указывает на своего рода жанровую мистификацию. Трактат выступает как одна из литературных форм, которая включает в себя обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения. Рассуждению о жизни, смерти, любви, войне, Боге и многом другом придаётся главный герой.
Можно сказать, что в «Трактате», построенном в форме внутреннего монолога-исповеди, присутствуют два основных героя: один из них безымянный рассказчик, другой – таинственный, молчаливый слушатель.
Реальное действие произведения умещается в одну ночь, однако благодаря приёму ретроспекции, временные рамки, показанные в произведении, значительно расширяются. События, описываемые путано и хаотично, не следующие логическому порядку, показывают все этапы становления личности героя.
Богатое проблемно-тематическое поле способствует более объёмному анализу крестьянкой души.
В жанровом плане в «Трактате» можно обнаружить присутствие черт романа о взрослении, романа-исповеди, философско-аллегорического романа, показаны общественно-исторические преобразования, происходившие в деревне до войны и после неё.
Роман «Трактат о лущении фасоли» (2006), в настоящий момент является последним произведением автора. Уже само слово «трактат» (с латинского «подвергнутый рассмотрению»), вынесенное автором в заглавие, указывает на своего рода жанровую мистификацию. Трактат выступает как одна из литературных форм, которая включает в себя обсуждение какого-либо вопроса в форме рассуждения. Рассуждению о жизни, смерти, любви, войне, Боге и многом другом придаётся главный герой.
Можно сказать, что в «Трактате», построенном в форме внутреннего монолога-исповеди, присутствуют два основных героя: один из них безымянный рассказчик, другой – таинственный, молчаливый слушатель.
Реальное действие произведения умещается в одну ночь, однако благодаря приёму ретроспекции, временные рамки, показанные в произведении, значительно расширяются. События, описываемые путано и хаотично, не следующие логическому порядку, показывают все этапы становления личности героя.
Богатое проблемно-тематическое поле способствует более объёмному анализу крестьянкой души.
В жанровом плане в «Трактате» можно обнаружить присутствие черт романа о взрослении, романа-исповеди, философско-аллегорического романа, показаны общественно-исторические преобразования, происходившие в деревне до войны и после неё.