XLIII Международная филологическая научная конференция

Тема насилия в «Сказке сказок» Ю. Норштейна

Кира Александровна Щукина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

кинозал
2014-03-15
17:40 - 18:20

Ключевые слова, аннотация

В статье раскрывается тема насилия в «Сказке сказок» Ю. Норштейна. Автор статьи рассматривает три плана повествования фильма, в каждом из которых присутствует тема насилия – или антинасилия. Кроме того, в статье говорится о времени как о некоем факторе, осуществляющем насилие над человеком и миром.

Тезисы

1. Несколько слов об истории создания анимационного фильма «Сказка сказок».
2. Три плана фильма: «Сложнейший фильм, сотканный из воспоминаний военного детства, из прозы сегодняшнего дня и возвышенных грез о всеобщем счастье. Фильм без слов, в котором уложилась на пространстве в тридцать минут история целого поколения» (Л. Петрушевская)
3. Насилие в первом плане фильма: война. Насилие не показывается прямо, но дается намеками, образами, вставками из «хроники», текстами похоронок.
4. Насилие во втором плане фильма: «проза сегодняшнего дня» – Волчок. Несомненно, что то, что делает Волчок с ребенком – это насилие, или, если дать более точное определение – киднеппинг.
История создания образа Волчка берет свои корни в насилии (глаза спасенного котенка на фотографии).
Текст колыбельной, которую поет Волчок, также возвращает зрителя к теме насилия.
5. Третий план фильма: антинасилие, идиллия, «возвышенные грезы о всеобщем счастье».
6. Время как насилие. «Сказка сказок» Назыма Хикмета. «Когда оглянешься в прошедшее время, начинаешь вдруг понимать, что тот мир, где ты жил, уходит навсегда, и ты никогда туда не вернешься» (воспоминания Ю. Норштейна о создании фильма). Отсутствие времени в «белой линии» фильма.