XLIII Международная филологическая научная конференция

Основы современной учебной фразеографии

Наталья Михайловна Шевченко
Докладчик
заведующий отделом
Кыргызско-Российский славянский университет

171
2014-03-12
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен проблемам составления русско-кыргызского словаря интернациональной фразеологии.

Тезисы

За последнее десятилетие русская фразеография переживает пору новых редакций учебных словарей и справочников.
Все учебные словари призваны способствовать обогащению словарного запаса, употреблению фразеологизмов в речи, оказывать практическую помощь в работе над художественными текстами, способствовать пониманию смысла того или иного фразеологизма. А если рассматривать фразеологический словарь неродного (второго) языка как пособие по культуре речи и обогащению словарного запаса школьника, то необходимо определить глубину описания фразеологических единиц.
Ко всем перечисленным задачам необходимо добавить еще один пункт: показать условия употребления того или иного фразеологизма в речевом контексте. Умение выбрать нужный фразеологизм из существующего варьируемого и синонимического ряда, воспользоваться им в речевой ситуации требует большой тренировки.
Неограниченная возможность фразеологического обогащения связана с возможными, а иногда неизбежными ограничениями под влиянием грамматических факторов.
Перед учебной фразеографией встает задача показать их. В существующих учебных фразеологических словарях эта задача решена частично. 
Неясен принцип отбора фразеологического материала для словарей такого типа.
Учебные словари должны содержать и новейшие теоретические достижения из области когнитивной фразеологии.
Мы считаем, что каждый фразеологизм при обучении русскому языку должен преподноситься в целом комплексе зон познания.