Организация учебного семинара студентов online и offline: комплементарный анализ
Константин Анатольевич Филиппов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
139
2014-03-14
16:00 -
16:30
Ключевые слова, аннотация
В докладе обобщается опыт проведения
традиционных учебных семинаров в аудитории
с применением новейших технологий
на основе учебной платформы Moodle.
Сочетание работы студентов «онлайн» и
«оффлайн» позволяет интенсифицировать учебный процесс, делает работу студентов
более прозрачной, позволяет отслеживать этапы работы даже в промежутках между
семинарами. В ходе семинаров с использованием Интернета можно оперативно
вносить необходимые изменения в создаваемые учебные и научные тексты. Система Moodle обеспечивает
также многократное использование данного модуля.
Тезисы
Как известно, семинар
представляет собой основную форму учебных занятий в университете. Такой способ
проведения учебных занятий может затрагивать самые разные дисциплины учебного
плана. Применительно к учебному плану кафедры немецкой филологии эта форма
проведения занятий затрагивает практически все без исключения учебные профили:
преподавание немецкого языка как основного иностранного языка, обучение немецкому
языку как второй и третьей специальности, проведение специальных семинаров в
рамках основных и вспомогательных лекционных курсов и т.п. Особого упоминания
заслуживают такие формы обучения навыкам самостоятельной научной работы как
учебные семинары по подготовке семестровых курсовых и выпускных
квалификационных работ бакалавров, спецсеминары по подготовке магистерских и
аспирантских диссертаций.
Учебный семинар проводится, как
правило, в виде аудиторных занятий, что позволяет преподавателю в удобной для
студентов форме обеспечить овладение учебным материалом согласно учебному
плану. Преподаватели вуза хорошо знакомы с преимуществами и недостатками этого
традиционного вида учебной деятельности. Интенсификация учебного процесса
требует внедрения также новых методик усвоения материала, тем более что
современная преподавательская практика диктует применение в учебном процессе
новейших достижений компьютерных технологий.
В качестве убедительного примера
плодотворного сочетания традиционного проведения семинарских занятий в
аудитории (семинар offline) и
самостоятельного овладения материалом вне аудитории (семинар online) можно привести специальный семинар
по выпускным квалификационным работам бакалавров, введенный в практику на
кафедре немецкой филологии с 2012 года. Использование традиционных
приемов обучения навыкам научной работы в аудитории в присутствии преподавателя
удачно дополняется выполнением заданий студентами в режиме удаленного доступа.