XLIII Международная филологическая научная конференция

Организация учебного семинара студентов online и offline: комплементарный анализ

Константин Анатольевич Филиппов
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

139
2014-03-14
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

В докладе обобщается опыт проведения традиционных учебных семинаров в аудитории с применением новейших технологий на основе учебной платформы Moodle. Сочетание работы студентов «онлайн» и «оффлайн» позволяет интенсифицировать учебный процесс, делает работу студентов более прозрачной, позволяет отслеживать этапы работы даже в промежутках между семинарами. В ходе семинаров с использованием Интернета можно оперативно вносить необходимые изменения в создаваемые учебные и научные тексты. Система Moodle обеспечивает также многократное использование данного модуля.

Тезисы

Как известно, семинар представляет собой основную форму учебных занятий в университете. Такой способ проведения учебных занятий может затрагивать самые разные дисциплины учебного плана. Применительно к учебному плану кафедры немецкой филологии эта форма проведения занятий затрагивает практически все без исключения учебные профили: преподавание немецкого языка как основного иностранного языка, обучение немецкому языку как второй и третьей специальности, проведение специальных семинаров в рамках основных и вспомогательных лекционных курсов и т.п. Особого упоминания заслуживают такие формы обучения навыкам самостоятельной научной работы как учебные семинары по подготовке семестровых курсовых и выпускных квалификационных работ бакалавров, спецсеминары по подготовке магистерских и аспирантских диссертаций. Учебный семинар проводится, как правило, в виде аудиторных занятий, что позволяет преподавателю в удобной для студентов форме обеспечить овладение учебным материалом согласно учебному плану. Преподаватели вуза хорошо знакомы с преимуществами и недостатками этого традиционного вида учебной деятельности. Интенсификация учебного процесса требует внедрения также новых методик усвоения материала, тем более что современная преподавательская практика диктует применение в учебном процессе новейших достижений компьютерных технологий. В качестве убедительного примера плодотворного сочетания традиционного проведения семинарских занятий в аудитории (семинар offline) и самостоятельного овладения материалом вне аудитории (семинар online) можно привести специальный семинар по выпускным квалификационным работам бакалавров, введенный в практику на кафедре немецкой филологии с 2012 года. Использование традиционных приемов обучения навыкам научной работы в аудитории в присутствии преподавателя удачно дополняется выполнением заданий студентами в режиме удаленного доступа.