Трагедия детей в Атланте в фактах и художественной прозе
Юрий Викторович Стулов
Докладчик
доцент
Минский государственный лингвистический университет
Минский государственный лингвистический университет
ауд. 6, Административный корпус
2014-03-13
13:30 -
14:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются трагические события в Атланте в 1979–1982 гг. и их отражение в публицистическом сборнике Дж. Болдуина "The Evidence of Things Not Seen" и романе Тони Кейд Бамбара "Those Bones Are Not My Child". Книга Болдуина была написана по горячим следам и отражала немедленную реакцию на происходящее. Роман был написан через полтора десятилетия и основывался на огромном фактическом материале, собранном писательницей, и принадлежит к популярному сегодня жанру документальной прозы. Вымышленная семья Спенсеров погружается в повседневную действительность города в эти трагические дни.
Тезисы
Несмотря на явные изменения в общественном статусе
этнических меньшинств в США, в сфере взаимоотношений между различными группами
изменилось не так уж много. Последнее двадцатилетие ХХ века вновь поставило в
повестку дня общественно-политические проблемы, которые на трагическом уровне
проявились в событиях в столице штата Джорджия Атланта в 1979–1981 гг. К этому
времени она стала одним из процветающих городов США, своего рода «черной
Меккой» американского Юга, проложившей путь к новым взаимоотношениям между
расами и открывшей большие возможности для черных жителей. Но с 1979 г. в
черных кварталах Атланты начинается череда убийств чернокожих детей, которая будет
продолжаться на протяжении двух лет и
вызовет всплеск дискуссии о расизме и его последствиях.
Трагические события в Атланте нашли свое отражение
в ряде публицистических и художественных книг, наиболее значительными из
которых стали публицистический сборник Джеймса Болдуина The Evidence of Things Not Seen (1985) и роман Тони Кейд Бамбара Those Bones Are Not My Child, 1999. Представляется интересным сравнить полную горечи книгу одного из
самых ярких американских публицистов, написанную по горячим следам, и роман
писательницы, основанный на документах, воспоминаниях свидетелей событий, газетных
материалах, в том числе и на книге Болдуина. Несмотря на разницу во времени написания
и избранных жанрах, имеются значимые пересечения: город по-прежнему разделен по
расовому признаку, так же идет разделение людей, да и внутри групп нет
единства. Роман опирается на
многочисленные факты трагедии, вскрывшиеся за это время; с другой стороны,
главными действующими лицами становятся вымышленные персонажи, которые живут в
реалиях Атланты начала 1980-х годов. Бамбара тщательно вплетает фрагменты
частной жизни семьи Спенсеров в обширное лоскутное одеяло Атланты начала 1980-х
гг., сочетая традиционные повествовательные приемы с литературными техниками,
присущими жанру документальной прозы.