К проблеме интерпретации названия романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты»
Олеся Юрьевна Золотухина
Докладчик
доцент
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева
Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева
15-п
2014-03-14
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
Анализируются основные интерпретации названия
романа В. П. Астафьева «Прокляты и убиты» (И. А. Дедкова, К. А. Кокшеневой, К. Мяло, И. В.
Холодякова, Л. Аннинского, И. А. Есаулова, И. П. Золотусского, Л. В. Соколовой) и доказывается, что оно включает в
себя многоаспектный смысловой комплекс, к которому сходятся основные идеи
произведения, связанные с авторской концепцией войны. Обосновывается тезис о
том, что ни одна из существующих в настоящее время крайних точек зрения на тему
победы в Великой Отечественной войне не отражается в произведении В. П.
Астафьева.
Тезисы
На сегодняшний день тема Великой Отечественной войны
вызывает к себе пристальное внимание российской общественности. Существуют две
крайние точки зрения относительно победы в этой
войне.
В романе «Прокляты и убиты» В. П. Астафьев
категорически отвергает идею, на которой базируется первая крайняя точка зрения. В произведении показано, что победа была одержана
вопреки, а не благодаря советскому режиму. Вторая точка зрения: о советской
победе, но поражении русского народа в ВОВ – не отражается в романе В. П.
Астафьева. Народ в произведении «Прокляты и убиты» победил, но страшной ценой,
о которой, по мысли писателя, никогда нельзя забывать.
Анализ основных интерпретаций названия романа В. П. Астафьева
показывает, что все они, кроме тех, в которых говорится об авторском проклятии
защитникам сатанинского государства, являются вполне адекватными тексту
произведения. Однако если рассмотреть название «Прокляты и убиты» в духовном аспекте,
то можно обнаружить в нем некоторые дополнительные смыслы, связанные с осмыслением
войны как явления метафизического и темой духовной гибели.
Название «Прокляты и убиты» включает в себя
многоаспектный смысловой комплекс, к которому сходятся основные идеи романа,
связанные с авторской концепцией войны. С одной стороны, война изображается в
романе как кара Божья советской стране, отказавшейся от Бога, а потому
проклятой, осмысляется как экзистенциальное испытание, в результате которого
герои выявляют свою сущность, осознают значимость защиты своего Отечества и
обретают веру в Бога, во многом благодаря которой страна и смогла победить. С
темой проклятия оказывается связанным и концепт предательства русского народа
советской властью. С другой стороны,
В. П. Астафьев изображает войну как братоубийственную деятельность,
направленную против Бога, искажающую в людях образ Божий, обрекающую всех, в
ней участвующих, на совершение зла и на духовную гибель. А это значит, что не
должно быть войны на земле.