Об одном из приемов построения речи в автобиографическом романе А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени»
Ирина Владимировна Ракова
Докладчик
старший преподаватель
Державинский институт
Державинский институт
209
2014-03-14
16:25 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Исследуется
механизм «антропологического поворота» в современном автобиографическом тексте,
при котором наибольшую значимость и значение приобретает коммуникативно – культурный
обмен между автором и читателем в их социально-знаковой деятельности.
В ходе исследования
удалось установить, что при «антропологическом повороте» повествование
представляет собой смену тактик: «собственно повествование-описание» и
«осознание», которое, в свою очередь, распадается на тактику «непонимание в
силу отсутствия социального опыта» и «непонимание из-за противоестественности,
абсурдности происходившего».
Тезисы
Для наиболее значительных произведений нашего
времени характерна тяга к автобиографизму .
Антропологический поворот в современной науке о литературе во многом обусловлен
потребностью передачи в ней чувственного начала, восполнения дефицита эмоций.
Среди романов этого направления особое место заняла книга известного филолога-литературоведа А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
В романе присутствует три главных персонажа: герой сюжета, рассказчик, сохранивший в памяти события и переживания своего детства и юности, и собственно автор, который, выстраивая факты своей жизни в соответствии с определённой объединяющей их идеей, «превращает себя из человека – реального объекта в человека – текст», в котором он обретает подлинное бытие .
Ключевыми моментами, «маркерами», указывающими на нарушение линейности автобиографического повествования, становятся фрагменты, связанные с такими важными для антропологического поворота категориями, как «память», «знание», «эмоция», презентирующие «анализирующее я». В тексте возникает параллельное развитие тактики наблюдения и осознания. При этом «осознание» проявляет своеобразие эпохи как системы координат, по отношению к которой расценивается то или иное событие.
Среди романов этого направления особое место заняла книга известного филолога-литературоведа А. П. Чудакова «Ложится мгла на старые ступени».
В романе присутствует три главных персонажа: герой сюжета, рассказчик, сохранивший в памяти события и переживания своего детства и юности, и собственно автор, который, выстраивая факты своей жизни в соответствии с определённой объединяющей их идеей, «превращает себя из человека – реального объекта в человека – текст», в котором он обретает подлинное бытие .
Ключевыми моментами, «маркерами», указывающими на нарушение линейности автобиографического повествования, становятся фрагменты, связанные с такими важными для антропологического поворота категориями, как «память», «знание», «эмоция», презентирующие «анализирующее я». В тексте возникает параллельное развитие тактики наблюдения и осознания. При этом «осознание» проявляет своеобразие эпохи как системы координат, по отношению к которой расценивается то или иное событие.