Контрфактическая парадигма: вытеснение исторического конфликта из сюжета исторического фильма.
Татьяна Леонидовна Овсянникова
Докладчик
аспирант
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С. А. Герасимова
кинозал
2014-03-12
16:20 -
17:00
Ключевые слова, аннотация
На примере отечественного кинематографа XXI века автор рассматривает
агрессивное вытеснение исторического конфликта из сюжета исторического фильма и
замещение его аттракционом, как насилие над историческим сознанием и особенность
сюжетного моделирования исторической реальности в условиях новой
контрфактической парадигмы.
Тезисы
События Великой Отечественной
войны по-прежнему занимают на экране особое место в ряду визуализации
исторического прошлого страны. Действие в фильме «Одна
война» (2009 г.) В. Глаголевой разворачивается на острове вдали от исторически
значимых переломных в истории страны событий. На острове живут женщины – арестантки,
родившие детей от фашистов. Они рассказывают о причинах связи с оккупантами, оправдывая
ее бессилием перед стечением обстоятельств.
Сделанная установка на гуманистические,
общечеловеческие ценности не оставляет места для ненависти к фашистам, ведет к десакрализации подвига тех, кто отдал
свою жизнь во имя Победы, но остался за рамками сюжета этого фильма.
Авторы исторических фильмов, показывая
тяготы войны, как аттракцион, пытаются выйти на один уровень переживания истории со
зрителем.
В фильме «Рябиновый вальс»
(2009 г.) А. Смирнова, А. Семёновой развитие сюжета базируется на игре со
смертью. Герой фильма Алексей по чужим документам приезжает в деревню на разминирование
территории в качестве наставника мирных жителей и отправляет их на минные поля. Смещение
акцента с героя – победителя на героя предателя и оправдательные мотивы его поступков трансформирует
смыслы героического прошлого нации, затрудняет определение ценностно-этических
ориентиров.
В фильме «Брестская крепость»
(2010 г.) А. Котта цена победы
осмыслена не драматургически, а исчисляется
количеством погибших, которая множится за счет придуманных автором фильма
потерь. Смена эстетической картины
происходящего, вместо действий, основанных на конфликте, становится одним из принципов
сюжетного моделирования событий прошлого на экране. Однако предложенная авторами
фильмов художественная модель прошлого, в которой не остается места для
исторического конфликта, ставшего катализатором исторически значимых событий, повлиявших
на ход истории и историческое сознание народа, делает проблематичным ее функционирование в
современном обществе.