«Caternu» как памятник сицилийской письменности XIV века
Мария Юрьевна Десятова
Докладчик
доцент
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
204
2014-03-14
17:00 -
17:20
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен «амбарной» книге монастыря Сан Мартино, Caternu («Тетрадь»), которую вел аббат и его настоятель Анджело Сенизио в 1371–1381 гг.,
сумевший возродить разоренную и доведенную до полного упадка обитель и
превратить ее в цветущий сад. Этот памятник в большей степени, чем другие документы этой эпохи, отражает состояние
устного языка. Кроме того, у книги не было списков (за их ненадобностью), а следовательно,
исключается и всегда трудно вычисляемая роль переписчика.
Тезисы
Любопытное свидетельство бытового повседневного
языка представляет собой «Caternu», «амбарная» книга сицилийского монастыря Сан Мартино, которую вел аббат и его
настоятель Анджело Сенизио, сумевший возродить разоренную и доведенную до
полного упадка обитель и превратить ее в цветущий сад. Целью создания памятника стало стремление настоятеля держать под контролем
все виды экономической деятельности, необходимые для поддержания монастыря.
Сенизио следовал некоей модели, построенной, видимо, по собственному разумению,
которой он довольно регулярно придерживался из года в год. Этот труд представляет собой одну из первых «стихийных» попыток на Сицилии систематической письменной фиксации хозяйственной деятельности в монастыре. «Амбарная» книга Сенизио может сообщить многое об экономическом состоянии возрожденного монастыря, дать некую картину
его хозяйственной жизни. Но помимо этого можно констатировать, что с языковой точки зрения текст, написанный Сенизио, уникален.
С одной стороны, «Caternu» представляет собой шаг вперед в процессе
формирования делового или обиходного стиля на вольгаре: следует отметить
лаконичный синтаксис, использование бытовой и хозяйственной лексики, относительно
низкую степень вариативности. С другой стороны, текст действительно
можно считать оригинальным, поскольку он не ориентируется ни на какие образцы
(в связи с их отсутствием на тот момент) и, следовательно, вполне свободен от
их влияния. Кроме того, само предназначение текста исключало художественные, эстетические и нормализаторские установки автора. Поэтому язык этого «экономического» труда может до некоторой степени свидетельствовать о состоянии народной сицилийской речи во 2-й половине XIV века, так как вполне возможно, что в данном случае дистанция между письменным и устным языком была минимальна.